Механизм подъема платформы МАЗ-500
Основные данные механизма подъема платформы
Тип механизма | Гидравлический; с цилиндром, действующим непосредственно на платформу |
Направление разгрузки платформы Угол подъема платформы (наибольший) в град Время подъема в сек Рабочая жидкость Рабочее давление в гидросистеме в кГ/см2 Тип насоса Привод насоса Передаточное отношения от двигателя к насосу Число оборотов двигателя в минуту при подъеме платформы Тип цилиндра механизма подъема Управления механизмом подъема Давления в пневматической системе (для включения механизма подъёма ) в кГ/см, не менее |
Назад 55 15 Индустриальное масло 20 (летом) и 12 (зимой), ГОСТ-1407-51 Шестеренчатый, направления вращения правое От двигателя с помощью коробки отбора мощности 1,04 1400-1500 Телескопический, с тремя выдвижными звеньями Пневматическое, с помощью четырех-ходового крана 4 |
Автомобили-самосвалы МАЗ оборудованы мощным гидравлическим механизмом для подъема платформы. Подъемный механизм такого типа обеспечивает ускоренную разгрузку платформы. Это достигается опрокидыванием платформы на угол до 55° за время не более 15 сек, энергичным встряхиванием ее в конце подъема и быстрым опусканием в конце разгрузки. .
В сочетании с машинной (экскаваторной) загрузкой вместительной платформы автомобиля и большой скоростью его движения быстрая разгрузка обеспечивает высокую эффективность использования автомобилей-самосвалов МАЗ.
Рис. 126. Работа механизма
а — подъем платформы; в - промежуточное положение платформа Устройства; 3 — золотник: 4 — клапан; 5 — сливной маслопровод; 6 — навал, 10 — всасывающий шланг; 11— обратный клапан; 12 — насос; 13 — коробка отбора мощности; 18 — трос перепускного клапана;
г— транспортное положение платформы; 1 — телескопический гидроцилиндр; 2 — клапан гнетательный трубопровод; 7 — бак; 8 — подводящий воздухопровод — соединительный каности; 14, 15 и 16 — воздухопроводы; 17 — цилиндр управления запорами заднего борта; 19 — перепускной клапан
Механизм подъема платформы состоит из насоса, телескопического гидроцилиндра, перепускного клапана, крана управления и бака для рабочей жидкости.
Привод насоса осуществляется от двигателя автомобиля с помощью коробки отбора мощности.
На автомобиле-самосвале МАЗ-503Б, оборудованном платформой универсального типа с задним бортом, установлен пневматический цилиндр управления запорами заднего борта.
Цилиндр служит для автоматического открывания заднего борта при подъеме платформы и закрывания запоров после ее опускания.
Управление механизмом подъема платформы осуществляется с помощью воздухораспределительного крана, рукоятка которого расположена в кабине автомобиля около щитка приборов.
Пневматическое управление механизмом подъема платформы и запорами заднего борта, осуществляемое с рабочего места водителя, обеспечивает легкость управления автомобилем при разгрузке и не требует, в отличие от других моделей самосвалов, выхода водителя из кабины для закрытия вручную запоров заднего борта платформы.
РАБОТА МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА ПЛАТФОРМЫ
При подъеме платформы (рис. 126, а) рукоятку крана управления устанавливают в крайнее левое положение. При этом воздух из пневматической системы поступает через отверстие А в золотнике крана в воздухопровод 15, идущий к пневматической камере включения коробки 13 отбора мощности и цилиндру 17 управления запорами заднего борта, перемещая поршень со штоком цилиндра 17 и открывая запоры заднего борта.
Включенный насос 12 подает из бака 7 рабочую жидкость но шлангу 10, через обратный клапан И по трубопроводу 6 в телескопический гидроцилиндр 1 механизма подъема. При этом звенья цилиндра последовательно выдвигаются и платформа поднимается.
Когда платформа достигает наибольшего угла подъема (55°), вследствие натяжения троса 18 открывается клапан 4, и дальнейший подъем платформы автоматически прекращается. При этом в результате перетекания масла из цилиндра через перепускной клапан 19 платформа сначала опустится на небольшой угол, а затем, после закрытия клапана, вновь начнет подниматься до следующего натяжения троса 18 и открывания клапана. Такое чередование открывания и закрывания клапана обусловливает энергичное встряхивание платформы в конце подъема, что способствует эффективной очистке ее от груза.
При опускании платформы (рис. 126, б) рукоятку крана управления перемещают на одно деление вправо (положение «Опускание»). При этом насос выключается, а воздух из пневматической системы поступает через отверстие А в золотнике крана в воздухопровод 14, идущий к пневматической камере выключения перепускного клапана 19, клапан открывается, и рабочая жидкость из цилиндра под действием веса платформы вытесняется через перепускной клапан и сливной трубопровод в бак.
Для остановки платформы в процессе подъема или опускания рукоятку крана переводят в положение «Стоп». При этом отверстие А (рис. 126, в) золотника крана располагается между каналами корпуса крана и воздух в воздухопроводы 14, 15 и 1(6 не подается. При таком положении золотника все каналы корпуса крана соединены с атмосферой, вследствие чего насос выключается. Слив рабочей жидкости из цилиндра в бак при этом невозможен, так как перепускной и обратный клапаны закрыты.
После окончания опускания платформы рукоятку крана переводят в крайнее правое, «Транспортное положение». В этом положении воздух из пневматической системы подводится только к цилиндру запора заднего борта, надежно запирая цапфы борта (рис. 126, г). При этом положении золотника крана управления полости пневматических камер коробки отбора мощности и перепускного клапана соединены с атмосферой.
Особенностью гидросистемы механизма подъема платформы автомобилей-самосвалов МАЗ-503Б является установка предохранительного устройства, клапан которого открывается при возрастании давления в гидросистеме до 130 кГ/см2. Поэтому при перегрузке платформы автомобиля-самосвала поднять платформу на полный угол невозможно. Для обеспечения нормальной работы механизма подъема в этом случае необходимо загрузку платформы привести в соответствие с установленной нормой.