Особенности вождения КрАЗ-7634 НЕ-100-Д10
Перед началом движения включить необходимую передачу в раздаточной коробке. Низшая передача включается в тяжелых дорожных условиях, в основном при преодолении крутых подъемов. В остальных случаях должна быть включена высшая передача.
На особо тяжелых участках пути (снег, грязь, мягкий грунт, песок и т.д.) необходимо блокировать межосевые дифференциалы раздаточной коробки и второго переднего ведущего моста, и только при крайней необходимости (возможность буксования колес одной стороны автомобиля) заблокировать межколесные дифференциалы промежуточного и заднего мостов. Блокировку и разблокировку межосевых и межколесных дифференциалов можно производить на ходу, но обязательно при отсутствии буксования колес.
При работе автомобиля в условиях низких температур перед остановкой двигателя следует довести давление воздуха в рабочей тормозной системе до срабатывания регулятора давления – не ниже 0,8 МПа (8 кгс/см2) с целью сбрасывания влаги.
Преодоление подъемов и спусков
При наличии удобного подъезда и ровной поверхности дороги короткие подъемы необходимо преодолевать с разгона. Крутые и затяжные подъемы следует преодолевать на низшей передаче раздаточной коробки и на первой или второй передаче коробки передач нижнего диапазона (в зависимости от крутизны и длины подъема).
Преодолевать подъемы необходимо, как правило, по прямой. Движение наискось с креном резко снижает максимальную силу тяги, приводит к скольжению и развороту автомобиля, вызывает пробуксовку разгруженных колес. Перед преодолением подъема надо включить ту передачу, которая обеспечивает необходимое тяговое усилие на колесах без переключения передач и остановок. Если по каким-либо причинам подъем преодолеть не удалось, медленно спустить автомобиль вниз задним ходом, не давая разгона.
Категорически запрещается выключать двигатель на спуске в целях экономии топлива, так как это может привести к израсходованию запаса сжатого воздуха из ресиверов рабочей тормозной системы и выключению усилителя рулевого управления.
Движение накатом на крутом спуске не допускается. Пользоваться вспомогательной тормозной системой рекомендуется кратковременно на крутых и затяжных спусках, при вынужденном торможении на мокрой и скользкой дороге. При этом должна быть включена одна из низших передач в коробке передач.
Преодоление брода
Автомобиль без предварительной герметизации узлов может преодолевать брод с твердым дном глубиной 1,2 м.
На время преодоления брода сапуны топливных баков заклеить лейкопластырем.
Перед преодолением брода необходимо промерить глубину брода, исследовать состояние дна, выбрать и проверить места выезда и въезда автомобиля и отмерить вехами ширину и наиболее глубокие места. Отключить муфту вентилятора. Преодолевать брод надо на низшей передаче в раздаточной коробке и на первой или второй передаче нижнего диапазона коробки передач с заблокированным межосевым дифференциалом. Въезжать следует осторожно, на малой скорости, не создавая волны перед автомобилем. Двигаться по броду не останавливаясь, по возможности прямолинейно и без крутых поворотов. Время пребывания автомобиля в воде не должно превышать 15 мин. После каждого преодоления брода проверить уровень масла и наличие воды в картере двигателя и агрегатах автомобиля. Повышенный уровень масла и наличие капель воды на указателе уровня масла являются признаками попадания воды в картер двигателя.
В этом случае масло заменить немедленно. При наличии воды в агрегатах также заменить масло. Подшипники скольжения и шаровые соединения прошприцевать при первой возможности, но не позднее, чем в этот же день.
Подготовить автомобиль для нормальной эксплуатации, для чего снять лейкопластырь с сапунов топливных баков, включить муфту вентилятора. При начале движения сделать несколько притормаживаний рабочей тормозной системой для просушивания тормозных механизмов.
Если при преодолении брода двигатель остановился, необходимо попытаться пустить двигатель стартером. Если двигатель не пускается, автомобиль должен быть немедленно отбуксирован на берег.
После пребывания в воде застрявшего автомобиля более 20 минут движение своим ходом не допускается. Автомобиль нужно отбуксировать до ближайшего пункта и провести техническое обслуживание
Движение по проселочным и профилированным дорогам
При движении по проселочным и профилированным грунтовым дорогам возможен «боковой увод» автомобиля.
Поэтому необходимо проявлять особую осторожность при выборе направления движения.
При выходе из глубокой колеи запрещается длительно удерживать рулевое колесо повернутым до упора в одну сторону, так как это может привести к повреждениям насоса.
Преодоление снежной целины, песчаных и заболоченных участков
При движении по снежной целине, песчаным и заболоченным участкам необходимо) включить низшую передачу в раздаточной коробке и заблокировать межосевой дифференциал раздаточной коробки.
Передачу при движении выбирать в зависимости от конкретных дорожных условий, выгоднее пользоваться 4 – 6 передачами.
Соблюдать плавность движения автомобиля, избегая рывков и остановок. Повороты производить плавно по большему радиусу, не снижая скорости движения.
На особо тяжелых участках при падении скорости не допускать буксования колес. Если колеса начали буксовать, сразу же необходимо отъехать назад для разгона, и попытаться преодолеть трудный участок с ходу.
Автомобиль преодолевает снежную целину толщиной покрова до 0,65 м.
После преодоления снежной целины эффективность тормозной системы восстанавливать прогревом тормозных накладок и барабанов в движении после 3 – 5 притормаживаний рабочей тормозной системой.
Буксировка автомобиля
При буксировке автомобиля с неработающим двигателем необходимо обеспечить питание его тормозной системы
Рисунок 11 – Раздаточная коробка (болт отключения первичного вала) сжатым воздухом от автомобиля-тягача с помощью шланга, находящегося в ЗИПе.
Концом с гайкой шланг подсоединяется к клапану контрольного вывода с левой стороны буксируемого автомобиля, другим концом шланг с соединительной головкой подсоединяется к головке питающей магистрали (с красной крышкой) автомобиля-тягача. Заполнение воздухом ресиверов тормозной системы буксируемого автомобиля производить при нижнем положении рукоятки крана ручного управления до тех пор, пока контрольные лампы сигнализации снижения давления буксируемого автомобиля не погаснут, что будет соответствовать рабочему давлению. При неисправной сигнализации тормозной системы контроль давления производить по манометру. Если по каким-либо причинам питание сжатым воздухом буксируемого автомобиля от тягача невозможно, то буксировку его следует производить на жесткой сцепке. Во избежание задира и интенсивного износа подшипников скольжения шестерен вторичного вала и конусов синхронизаторов коробки передач при буксировке автомобиля необходимо отсоединить основной карданный вал от выходного вала КП либо закрутить болт отключения первичного вала раздаточной коробки (рисунок 11).