Аккумуляторные батареи УРАЛ-63685

Аккумуляторные батареи предназначены для пуска двигателя при помощи стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках, а также для питания потребителей электроэнергией при неработающем двигателе.

На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.

Подготовка сухозаряженных батарей к работе. Порядок подготовки батарей для приведения в рабочее состояние:

- снять защитный кожух батареи, очистить поверхность батареи от пыли, а болты выводов — от смазки;

- вывернуть пробки из заливочных отверстий, удалить герметизирующие прокладки и прочистить вентиляционные отверстия в пробках. У полиэтиленовых пробок, имеющих выступ, срезать его и очистить вентиляционные каналы;

- залить электролит плотностью, указанной в табл. 3.

Таблица 3

Плотность электролита

Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С (ГОСТ 16350-70)

Время года

Плотность электролита,

приведенная к 25 °С, г/см3

заливаемого

полностью заряженной батареи

Холодная с климатическими районами:

очень холодный (минус 50-минус 30)

холодный (минус 30-минус 15)

Зима

Лето

Круглый год

1,28

1,24

1,26

1,30

1,26

1,28

Умеренная (минус 15-минус 8)

Жаркая (минус 15-плюс 4)

Теплая, влажная (0-плюс 4)

Круглый год

1,24

1,22

1,20

1,26

1,24

1,22

Примечание.. Допускается отклонение плотности электролита от значений, приведенных в таблице, на ± 0,01 г/см3.

Электролит готовить разведением аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-73 (но не технической) в дистиллированной воде ГОСТ 6709-72. При этом руководствоваться табл. 4.

Таблица 4

Приготовление 1 л электролита необходимой плотности

Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3

Количество воды, л

Количество кислоты плотностью

1,83 г/см3 при температуре 25 °С

л

кг

1,20

1,22

1,24

1,26

1,28

1,40

0,859

0,839

0,819

0,800

0,781

0,650

0,200

0,221

0,242

0,263

0,285

0,423

0,360

0,404

0,444

0,484

0,523

0,776

Приготовляя электролит, заливать кислоту в воду, но не наоборот. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть 15-30 °С. После пропитки в течение 2 ч довести уровень электролита до 10-15 мм над предохранительным щитком. Температура электролита перед включением батареи на заряд не должна превышать 30 °С. Не допускается заряжать замерзшие батареи, так как в этом случае возможно интенсивное пенообразование, а также выплескивание пены наружу.

Заряжать батарею током 19 А до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч.

В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 °С. При достижении температуры электролита 45 °С зарядный ток следует уменьшить наполовину и соответственно увеличитьвремязаряда или же прекратить заряд на время остывания электролита до температуры 30-35 °С. В процессе заряда плотность электролита повышаетсяи к концузарядадостигает значения, указанного в табл. 5, с учетом температурной поправки.

Таблица 5

Зависимость плотности электролита от температурной поправки

Температура электролита, °С

Поправки к показаниямденсиметра,г/см3

46 - 60

45 - 31

30 - 20

19 - 5

плюс 4 - минус 10

минус 11 - минус 25

минус 26 - минус 40

минус 41 - минус 55

плюс 0,02

плюс 0,01

0,01

0,00

минус 0,02

минус 0,03

минус 0,04

минус 0,05

В конце заряда, если плотность электролита, измеренная с учетом температурной по-правки (см. табл. 5), будет отличаться от нормы, провести корректировку плотности элек-тролита доливкой дистиллированной воды, когда плотность выше нормы, или доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3, когда плотность ниже нормы. После корректировки (для перемешивания электролита) продолжить заряд в течение 30-40 мин.

Через 0,5 ч после окончания заряда установить уровень электролита 10-15 мм над предо-хранительным щитком, ввернуть пробки, поверхность батареи тщательно протереть вето-шью, смоченной 10 % раствором аммиака или кальцинированной соды, затем протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо. Установить крышку и защитный кожух.

В особых случаях, при необходимости очень быстрого ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию, допускается устанавливать их на автомобили без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года и приведение в рабочее состояние производится при температуре батарей и заливаемого электролита не ниже плюс 15 °С. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до минус 30 °С, заливать электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3 с температурой 38-42 °С.

При этом электролит приготавливать в два этапа согласно табл. 6. Залитые электро-литом батареи после одного часа выдержки устанавливать на автомобиль.

Уровень электролита должен быть 10-15 мм над предохранительным щитком. При первой возможности батарею полностью зарядить и довести плотность до нормальной.

Таблица 6

Приготовление электролита

Наименование этапа

Плотность получаемого электролита, г/см3

Количество добавляемой серной кислоты плотностью 1,83 г/см3

Предварительное разведение производится заранее, с учетом времени, необходимого для остывания электролита до 15 °С, и хранится в отапливаемом помещении

1,20 - 1,21

при 15 °С

0,24

на литр воды

Окончательное приготовление производится непосредственно перед заливкой

1,26 - 1,28

при 40 °С

0,13 на литр

полученного

электролита