Аккумуляторные батареи УРАЛ-63685
Аккумуляторные батареи предназначены для пуска двигателя при помощи стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках, а также для питания потребителей электроэнергией при неработающем двигателе.
На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.
Подготовка сухозаряженных батарей к работе. Порядок подготовки батарей для приведения в рабочее состояние:
- снять защитный кожух батареи, очистить поверхность батареи от пыли, а болты выводов — от смазки;
- вывернуть пробки из заливочных отверстий, удалить герметизирующие прокладки и прочистить вентиляционные отверстия в пробках. У полиэтиленовых пробок, имеющих выступ, срезать его и очистить вентиляционные каналы;
- залить электролит плотностью, указанной в табл. 3.
Таблица 3
Плотность электролита
Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С (ГОСТ 16350-70) |
Время года |
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3 |
|
заливаемого |
полностью заряженной батареи |
||
Холодная с климатическими районами: очень холодный (минус 50-минус 30) холодный (минус 30-минус 15) |
Зима Лето Круглый год |
1,28 1,24 1,26 |
1,30 1,26 1,28 |
Умеренная (минус 15-минус 8) Жаркая (минус 15-плюс 4) Теплая, влажная (0-плюс 4) |
Круглый год |
1,24 1,22 1,20 |
1,26 1,24 1,22 |
Примечание.. Допускается отклонение плотности электролита от значений, приведенных в таблице, на ± 0,01 г/см3. |
Электролит готовить разведением аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-73 (но не технической) в дистиллированной воде ГОСТ 6709-72. При этом руководствоваться табл. 4.
Таблица 4
Приготовление 1 л электролита необходимой плотности
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3 | Количество воды, л | Количество кислоты плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 °С | |
л | кг | ||
1,20 1,22 1,24 1,26 1,28 1,40 | 0,859 0,839 0,819 0,800 0,781 0,650 | 0,200 0,221 0,242 0,263 0,285 0,423 | 0,360 0,404 0,444 0,484 0,523 0,776 |
Приготовляя электролит, заливать кислоту в воду, но не наоборот. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть 15-30 °С. После пропитки в течение 2 ч довести уровень электролита до 10-15 мм над предохранительным щитком. Температура электролита перед включением батареи на заряд не должна превышать 30 °С. Не допускается заряжать замерзшие батареи, так как в этом случае возможно интенсивное пенообразование, а также выплескивание пены наружу.
Заряжать батарею током 19 А до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч.
В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 °С. При достижении температуры электролита 45 °С зарядный ток следует уменьшить наполовину и соответственно увеличитьвремязаряда или же прекратить заряд на время остывания электролита до температуры 30-35 °С. В процессе заряда плотность электролита повышаетсяи к концузарядадостигает значения, указанного в табл. 5, с учетом температурной поправки.
Таблица 5
Зависимость плотности электролита от температурной поправки
Температура электролита, °С | Поправки к показаниямденсиметра,г/см3 |
46 - 60 45 - 31 30 - 20 19 - 5 плюс 4 - минус 10 минус 11 - минус 25 минус 26 - минус 40 минус 41 - минус 55 | плюс 0,02 плюс 0,01 0,01 0,00 минус 0,02 минус 0,03 минус 0,04 минус 0,05 |
В конце заряда, если плотность электролита, измеренная с учетом температурной по-правки (см. табл. 5), будет отличаться от нормы, провести корректировку плотности элек-тролита доливкой дистиллированной воды, когда плотность выше нормы, или доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3, когда плотность ниже нормы. После корректировки (для перемешивания электролита) продолжить заряд в течение 30-40 мин.
Через 0,5 ч после окончания заряда установить уровень электролита 10-15 мм над предо-хранительным щитком, ввернуть пробки, поверхность батареи тщательно протереть вето-шью, смоченной 10 % раствором аммиака или кальцинированной соды, затем протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо. Установить крышку и защитный кожух.
В особых случаях, при необходимости очень быстрого ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию, допускается устанавливать их на автомобили без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года и приведение в рабочее состояние производится при температуре батарей и заливаемого электролита не ниже плюс 15 °С. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до минус 30 °С, заливать электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3 с температурой 38-42 °С.
При этом электролит приготавливать в два этапа согласно табл. 6. Залитые электро-литом батареи после одного часа выдержки устанавливать на автомобиль.
Уровень электролита должен быть 10-15 мм над предохранительным щитком. При первой возможности батарею полностью зарядить и довести плотность до нормальной.
Таблица 6
Приготовление электролита
Наименование этапа | Плотность получаемого электролита, г/см3 | Количество добавляемой серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 |
Предварительное разведение производится заранее, с учетом времени, необходимого для остывания электролита до 15 °С, и хранится в отапливаемом помещении | 1,20 - 1,21 при 15 °С | 0,24 на литр воды |
Окончательное приготовление производится непосредственно перед заливкой | 1,26 - 1,28 при 40 °С | 0,13 на литр полученного электролита |