Подвеска автомобиля УРАЛ-6470
Передняя подвеска состоит из двух продольных параболических рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия. Верхние проушины амортизаторов через резиновые втулки крепятся к кронштейнам 6 (рис. 33), прикрепленным к лонжеронам рамы, нижние проушины — к кронштейнам 32.
В средней части рессоры стремянками 5 закреплены через кронштейн амортизатора 32 на балке моста. Ход моста вверх ограничивается резиновыми буферами 4, закрепленными на нижней полке лонжерона, а вниз зацеплением отогнутого конца третьего листа рессоры за болт 19 распорной втулки 20.
На передних концах рессор болтами и стремянками 46 через накладки ушка 47 крепятся ушки 38 с установленными в них резинометаллическими шарнирами 21. Рессоры через ушки пальцами 22, которые фиксируются крышками 43, соединены с передними кронштейнами 1. Между крышками 43 и кронштейнами 1 на болтах 42, расположенных сзади по ходу движения автомобиля, установлены шайбы 41. Задние концы рессор свободно входят в проушины задних кронштейнов 11 и опираются на него через опору 13 и резиновую подушку 12. Подвеска автомобиля снабжена стабилизатором поперечной устойчивости 35, который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессоренной части автомобиля при действии поперечной (боковой) силы, повышает устойчивость автомобиля. Стабилизатор через полиуретановые втулки 27, 39 одним концом крепится за кронштейн 34, установленный под балкой моста, другим через втулку 29 и стойку 36 за кронштейн 2, установленный на раме. Для исключения смещения стойки на вал стабилизатора установлены крышки фиксатора 49.
Задняя подвеска автомобиля балансирного типа на двух продольных полуэллиптических рессорах. Концы рессор скользят по опорным кронштейнам 39 (рис. 34).
Рессоры стремянками 6 прикреплены к балансирам 44, качающимся на оси балансира
Рис. 33. Передняя подвеска:
1,11-кронштейны рессоры (передний и задний); 2- кронштейн стабилизатора верхний; 3-чашка буфера; 4-буфер; 5-стремянки рессоры; 6,32-кронштейны амортизатора (верхний, нижний); 7-втулки амортизатора; 8-шайба; 9-гайка пальца амортизатора; 10-амортизатор; 12-подушка; 13-опора рессоры; 14-балка моста; 15,24-болты крепления кронштейнов рессоры (переднего, заднего) к вертикальной полке лонжерона; 16,23-болты крепления кронштейнов рессоры (переднего, заднего) к усилителю лонжерона; 17-болты крепления стяжки; 18-стяжка; 19-болт распорной втулки; 20-втулка распорная; 21-шарнир резинометаллический; 22-палец ушка рессоры; 25-болт крепления кронштейна стабилизатора; 26,40-пальцы крепления стабилизатора (верхний, нижний); 27,39-втулки крепления стабилизатора; 28-кольцо втулки стопорное; 29-втулка вала стабилизатора; 30-накладка рессор; 31-подушка рессоры; 33-гайка стремянки; 34-кронштейн крепления стабилизатора нижний; 35-вал стабилизатора; 36-стойка стабилизатора; 37-рессора; 38-ушко; 41-шайба; 42,44-болты крепления крышки; 43-крышка; 45-гайка болта крепления ушка; 46-стремянка ушка; 47-накладка ушка; 48-шайба; 49-крышка фиксатора; 50,51-гайки; зазоры: а=1,0-2,5 мм; b=1,0-2,0 мм
Рис. 34. Подвеска задняя:
1,5,15,37-болты крепления реактивных штанг; 2,9-кронштейны крепления верхних реактивных штанг; 3,16-реактивные штанги (верхняя, нижняя); 4-рессора; 6-стремянка рессоры; 7-накладка рессоры; 8-болт крепления кронштейнов реактивных штанг к поперечине; 10,27-болты крепления кронштейна и усилителя кронштейна стабилизатора к лонжерону; 11-кронштейн крепления стабилизатора верхний; 12-стойка стабилизатора; 13-вал стабилизатора; 14-кронштейн реактивной штанги и стабилизатора нижний; 17,25-гайка пальцев крепления стабилизаторов; 18,29-втулка пальцев крепления стабилизатора; 19,28-палец крепления стабилизатора; 20-шайба; 21-манжета; 22-кольцо защитное; 23-кольцо упорное; 24-кольцо стопорное; 26-усилитель кронштейна стабилизатора; 30-втулка вала стабилизатора; 31-болт крепления ограничителя качания моста; 32-ограничитель качания моста; 33-буфер; 34-обойма буфера; 35-опора реактивной штанги; 36-втулка реактивной штанги; 38-гайка стремянки; 39- кронштейн рессоры опорный; 40-гайка крепления кронштейна балансира к усилителю; 41-усилитель; 42-болт крепления усилителя к лонжерону; 43-кронштейн балансира; 44-балансир со втулками; 45-пробка колпака балансира; 46-гайка балансира; 47- болт гайки балансира стяжной; 48-колпак балансира; 49-ось балансира; 50-стяжка; с-полость под защитным кольцом
Оси запрессованы в кронштейны 43, через которые ось 49 гайками 40 крепится через усилители кронштейнов балансира к лонжерону. Толкающие и тормозные усилия пере-даются от мостов к раме через две верхние 3 и четыре нижние 16 реактивные штанги. Для обеспечения необходимого угла наклона среднего моста на болт 37 между пальцем реактивной штанги и опорой реактивной штанги 35 установлена втулка 36. Боковые усилия передаются через рессоры. Задняя подвеска автомобиля так же как и передняя снабжена стабилизатором поперечной устойчивости, установка которого аналогична установке стабилизатора передней подвески.
Шарниры реактивных штанг двухопорные резинометаллические и в процессе эксплуатации не требуют технического обслуживания.
Удар мостов о раму, полученный при наезде колеса автомобиля на препятствие смягчается буфером, закрепленным на нижней полке лонжерона. Ход мостов вниз ограничивается защемлением конца рессоры ограничителем качания мостов.
Техническое обслуживание подвески заключается в смазке листов передней и задней рессор, проверке крепления амортизаторов, стабилизаторов поперечной устойчивости, рессор и кронштейнов, контроле за состоянием амортизаторов и резинометаллических шарниров ушков передних рессор.
Необходимо проверять взаимное расположение листов рессор, так как продольный сдвиг может свидетельствовать о срезе центрового болта. Для предупреждения среза центровых болтов и поломок стремянок следует своевременно подтягивать гайки стремянок рессор.
При каждой разборке задних рессор смазать листы, предварительно удалив старую смазку, грязь и следы коррозии.
При сборке смазать резьбу стремянок графитной смазкой или смазкой типа ТСгип. Гайки стремянок задних рессор затягивать на автомобиле в снаряженном состоянии в соответствие с рис. 35, сначала моментом 450-500 Н.м (45-50 кгс.м), затем окончательно в том же порядке моментом 900-1000 Н.м (90-100 кгс.м). Гайки стремянок передней рессоры затягивать на автомобиле с полной нагрузкой в соответствии с этой же схемой, первоначально моментом 200-250 Н.м (20-25 кгс.м), затем окончательно моментом 400-500 Н.м (40-50 кгс.м).
Рис. 35. Схема затяжки гаек стремянок рессор:
1-рессора; 2-балансир задней рессоры (балка переднего моста); I-IV-порядок затяжки гаек стремянок
Гайки стремянки 46 (см.рис. 33) крепления накладного ушка передней рессоры затягивать в следующей последовательности: затянуть гайку на одной ветви стремянки ушка моментом 100-140 Н.м (10-14 кгс.м), затем гайку на второй ветви моментом 180-220 Н.м (18-22 кгс.м) и дотянуть этим же моментом первую гайку. Несоблюдение порядка затяжки гаек может привести к деформации накладки и стремянок ушка.
При отсутствии зазора «а» (менее 0,2 мм) между передней частью ушка передней рессоры и верхним листом отремонтировать или заменить ушко.
Следить за подтяжкой гайки 45 болта крепления накладного ушка передних рессор. Момент затяжки самоконтрящейся гайки болта накладного ушка передней рессоры 400-500 Н.м (40-50 кгс.м).
Не допускается ослабление болтов 42,44 крепления крышек переднего крон-штейна передней рессор. Болты затягивать в следующем порядке: сначала затянуть мо-ментом 180-220 Н.м (18-22 кгс.м) болты 42, расположенные сзади по ходу движения автомобиля, под которыми установлены шайбы 41, затем тем же моментом затянуть передние болты 44. Затяжка болтов 42,44 в другом порядке не допускается.
В случае необходимости демонтажа крышек 43, при ремонте или замене передней рессоры отмечать их положение и при сборке устанавливать обратно только на прежние места, при этом шайбы между крышками и кронштейном устанавливаются только под болтами, расположенными сзади по ходу движения автомобиля. Со стороны переднего болта 44 шайбы не устанавливать!
Между кронштейном рессоры 1 и крышкой 43, со стороны болта 44 должен оставаться зазор «b»=1,0-2,0 мм, который гарантирует работоспособность соединений.
Крышки фиксаторов стабилизатора 49 устанавливать в упор втулок стабилизатора 29. При установке крышек фиксаторов стабилизатора 49 гайки 50 и 51 затягивать в следующей последовательности: сначала затянуть гайки 50 моментом затяжки 180-220 Н.м (18-22 кгс.м), установив предварительно между крышками 49 со стороны гаек 50 две шайбы 48, затем тем же моментом затянуть гайки 51. Затяжка гаек 50 и 51 в ином порядке и установка дополнительных шайб 48 со стороны гаек 51 не допускается.
Ослабление болтовых соединений деталей подвески не допускается.
Особенно необходимо следить за креплением реактивных штанг и кронштейнов к раме автомобиля.
Перед установкой балансира на ось внутренние поверхности ее очистить от грязи и смазать согласно карте смазочных материалов и рабочих жидкостей, заполнить полость «с» под кромкой защитного кольца 22 (см.рис. 37) смазкой.
При установке балансира обеспечить сохранность манжеты, затянуть гайку моментом 140-200 Н.м (14-20 кгс.м), затем отвернуть ее на 1/8 оборота и затянуть гайку стяжного болта 47 моментом 80-100 Н.м (8-10 кгс.м). Установить колпак балансира заливным отверстием вверх под углом 45° к вертикальной оси.
Поврежденную прокладку колпака балансира заменить, предварительно смазав с двух сторон герметиком УН-25 (допускается Локтайт 573).
После затяжки болтов крышки залить в балансир смазку до уровня заливного отверстия и завернуть пробку.
Ремонт и обслуживание амортизаторов проводить в ремонтных мастерских, соблюдая чистоту. Полированные поверхности штока, рабочего цилиндра и других деталей предохранять от забоин и других повреждений. При растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать равномерное сопротивление. Усилие нового амортизатора при ходе отбоя должно быть в пределах 5,95-8,05 кН (595-805 кгс), а при ходе сжатия — 1,52-2,28 кН (152-228 кгс); уменьшение усилий сжатия и отбоя в процессе эксплуатации более чем на 25 % не допускается, усилие проверяется на прессе с ходом штока 100 мм и частотой 100 ходов в минуту. Свободное перемещение штока амортизатора указывает на его неисправность.