Система охлаждения двигателя КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Включает в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты.

В систему охлаждения (рисунок 14) двигателя, кроме того, включены водяной радиатор, охладитель надувочного воздуха типа «воздух-воздух». Регулирование теплового режима работы двигателя осуществляется автоматически при помощи термостатов и муфтой отключения вентилятора, работающей в трех режимах: автоматически, постоянно включен и отключен вентилятор.

Система охлаждения двигателя КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 14 – Система охлаждения двигателя:

1-шланг соединительный; 2-коробка термостата; 3-патрубок соединительный; 4- вентилятор; 5-бачок расширительный; 6-трубка от радиатора к расширительному бачку; 7-радиатор; 8-охладитель надувочного воздуха; 9-шланг пароотводной; 10-сайлент блок; 11-кожух вентилятора; 12-натяжное устройство ремня водяного насоса; 13-сливной кран; 14-водяной насос; 15-патрубок подвода охлаждающей жидкости; 16-тяга крепления радиатора; 17-устройство натяжное ремня компрессора; 18-компрессор; 19-трубка соединительная от расширительного бачка к водяному насосу.

Устройство и особенности работы привода с фрикционной муфтой описаны в инструкции по эксплуатации двигателя. Управление приводом вентилятора осуществляется электромагнитным клапаном (рисунок 15).

Привод вентилятора с электромагнитным клапаном КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 15– Привод вентилятора с электромагнитным клапаном:

1-муфта вентилятора; 2-электромагнитный клапан; 3-трубка подвода масла; 4- водяной коллектор; 5-термореле.

Работа электромагнитного клапана заключается в том, что от термореле 5, установленного на правом водяном коллекторе, поступает электрический сигнал через реле к электромагнитному клапану 2, который управляет поступлением масла в муфту привода вентилятора 1.

При работе вентилятора в автоматическом режиме вентилятор включается от электрического сигнала термореле в зависимости от температурного режима.

Управление электрическим приводом вентилятора осуществляется непосредственно из кабины водителя переключателем 33 (рисунок 5), находящимся на правой панели щитка приборов. Переключатель может занимать три фиксированные положения:

-нажата нижняя часть клавиши – автоматическое включение муфты привода вентилятора от термореле;

-нажата верхняя часть – включается вентилятор независимо от температуры двигателя (применяется в тяжелых условиях эксплуатации или при отказе автоматического включения муфты привода вентилятора от термореле);

-среднее положение клавиши – привод вентилятора выключен (применяется при преодолении брода).

При работе вентилятора включается контрольная лампа 31.

Схема включения электромуфты привода вентилятора показана на рисунке 16.

Схема включения электромуфты привода вентилятора КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 16 – Схема включения электромуфты привода вентилятора:

1-лампа контрольная; 2-блок предохранителей (кл.3F4); 3-реле; 4-электроклапан; 5-термореле; 6-переключатель (имеет 3 положения): А–«автомат» – вентилятор включается от термореле; В–«нейтральное положение» – применяется при преодолении брода; С–вентилятор включается независимо от температуры двигателя.

Примечание. При применении на автомобиле в системе охлаждения двигателя в качестве охлаждающей жидкости воды, при эксплуатации автомобиля в осенне-зимний период, слив воды осуществляется из трех точек. Одно сливное отверстие расположено на патрубке водяного насоса, второе – на корпусе водомасляного теплообменника с левой стороны двигателя, третье – на предпусковом подогревателе.