Ремонт коробки отбора мощности КрАЗ-6510, КрАЗ-65101

Коробка отбора мощности (рис. 103) установлена на коробке передач с правой стороны автомобиля. К торцу картера коробки отбора мощности прикреплен масляный насос НШ50А-ЗЛ. Соединение вала насоса с ведомой шестерней осуществляется с помощью полумуфты и призмы. Ведущая шестерня 21 находится в постоянном зацеплении с шестерней отбора мощности коробки передач.


Коробка отбора мощности  КрАЗ-6510, КрАЗ-65101

Рис. 103. Коробка отбора мощности:

1 - картер коробки; 2, 16 - стопорные кольца; 3, 13, 22 - подшипники; 4 - вал; 5 - шток; 6 - вилка; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - пружина; 9 - корпус пневмокамеры; 10 - диафрагма; 11 - крышка пневмокамеры; 12 - крышка подшипника; 14 - прокладка; 15 - ведомая шестерня; 17 - шарик; 18 - регулировочная шайба; 19 - включатель сигнализации; 20 - прокладка; 21 - ведущая шестерня; 23 - ось


Включение коробки отбора мощности производится перемещением ведомой шестерни 15 по шлицам вала при помощи сжатого воздуха, подаваемого в пневмокамеру. Неисправности коробки отбора мощности, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, приведены в табл. 26.


Таблица 26. Возможные неисправности коробки отбора мощности

Неисправность, внешнее
проявление и дополнительные
признаки

Вероятная причина Способ устранения
1 2 3
Не загорается контрольная
лампа сигнализации
выключения коробки
отбора мощности
Перегорел
предохранитель

Заменить
предохранитель

Перегорела контрольная
лампа
Заменить контрольную
лампу
Повреждение диафрагмы
пневмокамеры
Заменить диафрагму
Ослабление крепления
диафрагмы на штоке
Подтянуть гайку
крепления
Неисправность включателя
сигнализации

Отрегулировать положение
включателя с помощью прокладок.
Удалить продукты окисления на
контактах. Заменить включатель
сигнализации
Неисправность
электромагнитного
клапана

Найти повреждение в
цепи или контактах и
устранить их. Удалить
продукты окисления с
деталей электромагнитного
клапана
При выключении
переключателя коробки
отбора мощности
контрольная лампа
продолжает гореть
Поломка пружины
пневмокамеры

Заменить пружину
Забоины на зубьях муфты,
валу или шестерне

Заменить муфту, вал или
шестерню. При незначительных
забоинах зачистить их
Повышенный шум шестерен коробки Обломы зубьев шестерен
или износ зубьев шестерен
по толщине
Заменить шестерни
Поломка или износ
подшипников

Заменить подшипники
Попадание инородных
предметов в зацепление
зубьев
Заменить масло в коробке
с обязательной промывкой
картера коробки
Пониженный уровень
масла в картере коробки
Долить масло в картер
до положенного уровня
Течь масла через уплотнение
крышки подшипника, в местах
головок болтов крепления картера
коробки отбора мощности к коробке
передач, через прокладку между
картерами коробок
Нарушение регулировки
зацепления ведущей
шестерни коробки отбора
мощности и шестерни
коробки передач
Отрегулировать зацепление
шестерен, проверив
количество прокладок
между фланцами коробок

Ослабление затяжки
болтов крышки подшипника
Подтянуть болты
Повреждение или износ
прокладки крышки
Заменить прокладку
Повреждение или износ
медной шайбы, установленной
под головкой болта крепления
картера коробки отбора
мощности к коробке передач

Заменить медную шайбу
Повреждение прокладки
между картерами коробок

Заменить прокладку


Снятие коробки. Слить масло из масляного бака и картера коробки передач. Отсоединить электропровод от включателя сигнализации коробки отбора мощности, а шланг подачи сжатого воздуха в пневмокамеру — от трубопровода. Снять с фланцев масляного насоса рукав 15 и трубку 14 высокого давления. Отвернуть болты крепления коробки 17 отбора мощности к картеру коробки передач и снять ее с автомобиля. Примечание. Снимать коробку следует осторожно, чтобы не повредить прокладку, установленную между фланцами.


Слить масло, скопившееся в картере коробки отбора мощности. Разборка коробки. Отвернуть болт, стопорящий ось 23 (см. рис. 103) ведущей шестерни, предварительно отогнув замковую шайбу. Выпрессовать из картера 1 коробки ось 23, извлечь ведущую шестерню 21 и прокладку 20. При необходимости вынуть из шестерни подшипник 22. Вывернуть из картера включатель 19 сигнализации и снять регулировочные шайбы 18. Отвернуть болты крепления крышки 11 пневмокамеры и снять крышку. Отвернуть гайку крепления диафрагмы 10 на штоке пневмокамеры и снять крышку. Отвернуть гайку крепления диафрагмы 10 на штоке пневмокамеры и снять последовательно тарельчатую шайбу, диафрагму 10, вторую шайбу и пружину 8. Отвернуть болты крепления корпуса 9 пневмокамеры к картеру коробки, и снять корпус. Отвернуть болты крепления крышки 12 подшипника, снять крышку и прокладку 14. Извлечь с помощью специальных щипцов из проточки картера 1 коробки стопорное кольцо 2. Выпрессовать вал из картера коробки (выпрессовку производить со стороны крышки подшипника), спрессовать с вала подшипник 3, предварительно сняв стопорное кольцо 16. Извлечь из картера коробки ведомую шестерню 15 и подшипник 13. Вывернуть шток 5 пневмокамеры из вилки 6 и извлечь вилку из картера коробки. Извлечь из проточки картера уплотнительное кольцо 7. После разборки детали коробки отбора мощности необходимо очистить, промыть, затем проверить их техническое состояние.


Примечания.

1. Картер коробки отбора мощности, имеющий трещины или обломы, захватывающие отверстия под подшипники или пробоины стенок картера, подлежит замене новым. 2. Вал (и ось), имеющие трещины или обломы, подлежат замене новыми. 3. Шестерни, имеющие трещины, обломы или выкрашивание на рабочих поверхностях зубьев, следует заменить новыми. Трещины или обломы в картере, кроме указанных выше, необходимо заварить. Резьбовые отверстия восстановить установкой резьбовых вставок. При ступенчатой выработке рабочих поверхностей зубьев шестерён ступеньки зачистить до уровня изношенной части зубьев. Муфту, имеющую трещины или обломы, необходимо заменить новой. Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры основных деталей коробки отбора мощности приведены в табл. 27.


Таблица 27. Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры основных деталей коробки отбора мощности

Обозначение и наименование
детали или сборочной единицы
Возможный дефект Размер, мм, номинальный Размер, мм, предельно
допустимый без ремонта

1 2 3 4
6505-4202015 –
картер коробки отбора
мощности
Износ отверстий под
подшипники: меньший

62
+0,03
62,05
больший 72
+0,03
72,05
Износ отверстия под
шток пневмокамеры
18
+0,43
18,09
6505-4202020 – шестерня
промежуточная

Износ зубьев
по толщине

S=6,67
-0,075
-0,165
h=3,25
6,20
Износ отверстия под
подшипник
33,325
+0,025
33,37
6505-4202030 –
ось промежуточной
шестерни
Износ шейки под
подшипник

20,612
-0,013
20,59
6505-4202064 –
шестерня ведомая

Износ зубьев
по толщине

S=6,67
-0,075
-0,165
h=3,25
6,20
Износ паза под вилку
включения по ширине
10
+0,22
10,5
Износ зубьев (шлицев)
по ширине
9
+0,045
9,08
6505-4202070 – вал
ведомой шестерни
Износ отверстий под
подшипники: меньший
30
-0,013
29,97
больший 35
+0,018
+0,002
34,99
Износ зубьев (шлицев) 9
-0,035
-0,100
9,86
6505-4202126 – вилка Износ концов вилки по
толщине
10
-0,15
-0,30
9,5
6505-4202206 – шток
пневмокамеры
Износ штока
по диаметру
18 0,032
0,075
17,88


Сборка коробки. Перед сборкой смазать маслом И-20А посадочные поверхности деталей коробки. Установить в полость картера коробки вилку 6, а в отверстие картера – шток 5 пневмокамеры и ввернуть его в резьбовое отверстие вилки. Вставить в проточку картера коробки уплотнительное кольцо 7. установить на шток 5 корпус 9 пневмокамеры, а затем в полость корпуса последовательно пружину 8, тарельчатую шайбу, диафрагму 10, вторую шайбу и закрепить гайкой. Установить на корпусе крышку 11 пневмокамеры и закрепить ее болтами. Вставить в проточку вала 4 ведомой шестерни стопорное кольцо 16 и напрессовать подшипник 3. Установить вал 4 в сборе в картер коробки и одновременно вложить в полость картера (на шлицевой конец вала) ведомую шестерню 15, при этом вставить в кольцевой паз шестерни вилку 6. Напрессовать на вал 4, со стороны пневмокамеры, подшипник 13. Установить на картер прокладку 14, крышку 12 и закрепить крышку болтами. Вставить в проточку картера коробки стопорное кольцо 2. Установить в картер коробки ведущую шестерню 21, прокладку 20 и запрессовать ось 23. Застопорить ось 23 ведомой шестерни, ввернув болт, предварительно подложив под головку болта замковую шайбу. Проверить вращение шестерен, оно должно быть плавным без заеданий. Вращая корпус пневмокамеры (тем самым, перемещая шток пневмокамеры), произвести регулировку зацепления ведомой и ведущей шестерен коробки. Ведомую шестерню установить так, чтобы выдержать размер Д в пределах 2-3,5 мм. Закрепить корпус пневмокамеры болтами. При этом обратить внимание на расположение отверстий в корпусе пневмокамеры, одно из отверстий Г должно быть обращено вниз, как показано на рис. 103. Отверстие В в крышке 11 пневмокамеры должно быть обращено вверх. Ввернуть в картер коробки выключатель 19 сигнализации, предварительно подложив под него регулировочные шайбы 18. После сборки коробки подвести воздух под давлением 0,394 МПа (0,4 кгс/см2) к отверстию В, при этом ведомая шестерня должна свободно перемещаться в крайнее левое положение. Пропуск воздуха через соединения не допускается. При отключении воздуха шестерня должна возвращаться в первоначальное положение.

Установка коробки на автомобиль. Установку коробки необходимо производить в последовательности, обратной снятию. После установки проверить соединение воздухопроводов на герметичность под давлением воздуха 0,5-0,7 МПа (5-7 кгс/см2), при этом пропуск воздуха не допускается. Работоспособность электропневмосистемы управления отбором мощности допускается проверять на автомобиле по сигнальной лампе на панели приборов. При надобности отрегулировать ход шарика 17, необходимый для замыкания контактов выключателя 19 сигнализации. Регулировку следует производить путем изменения количества регулировочных шайб 18.