Ремонт масляного насоса КрАЗ-6510, КрАЗ-65101

Насос состоит из алюминиевого корпуса 2 (рис. 104) и размещенных в нем двух шестерен: ведущей 5 и ведомой 4, при помощи которых происходит нагнетание рабочей жидкости. Шестерни 4 и 5 расположены между подшипниковой 14 и поджимной 11 обоймами и платиками 17. Подшипниковая обойма с установленными на ней антифрикционными вкладышами 3 служит единой опорой для всех цапф шестерен.

Поджимная обойма под действием давления рабочей жидкости в полости манжеты 9 уплотняет по периферии зубья шестерен со стороны зоны высокого давления. Опорная пластина 18 служит для перекрытия зазора между корпусом и поджимной обоймой. Ведущий вал насоса уплотняется манжетами 7, которые фиксируются опорным 8 и пружинным 1 кольцами.


Масляный насос КрАЗ-6510, КрАЗ-65101

Рис. 104. Масляный насос:

1 – пружинное кольцо; 2 – корпус насоса; 3 – вкладыш; 4 – ведомая шестерня; 5 – ведущая шестерня; 6 – крышка насоса; 7, 9, 12, 13, 16 – манжеты; 8 – опорное кольцо; 10 – уплотнительное кольцо; 11 – поджимная обойма; 14 – подшипниковая обойма; 15 – втулка; 17 – платик; 18 – опорная пластина


Неисправности масляного насоса, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, приведены в табл. 28.


Таблица 28. Возможные неисправности масляного насоса

Неисправность, внешнее
проявление и дополнительные
признаки
Вероятная причина Способ устранения
Течь рабочей жидкости в
местах соединений рукавов
высокого давления с насосом

Ослабление затяжки
хомутов крепления рукавов
(или трубок) к фланцам
насоса
Подтянуть крепление
Повреждение или износ
рукавов, трубок

Заменить рукав
(или трубку)

Течь рабочей жидкости
по стыкам деталей насоса
Ослабление крепления
деталей насоса
Подтянуть крепление
Повреждение или износ
уплотнительного кольца
крышки
Заменить кольцо
Повреждение или износ
манжет, уплотняющих
ведущий вал насоса,
манжеты корпуса насоса
Заменить манжеты
Резкое падение подачи
насоса
Повреждение или износ
уплотняющих манжет
поджимной обоймы или
манжет платиков
Заменить манжеты
Вспенивание рабочей
жидкости в бачке и
появление пены через
отверстие сапуна
масляного бачка
Попадание воздуха в
систему через
всасывающий рукав

Проверить техническое
состояние рукава и при
необходимости заменить
его. Подтянуть крепление
рукава
Недостаточный уровень
рабочей жидкости в
масляном бачке
Проверить уровень жидкости
и при необходимости долить ее


Снимать насос с автомобиля для проверки подачи следует только в том случае, если время подъема груженой платформы самосвала при 40 с -1 (2400 об/мин) оборотов вала двигателя (ориентировочно) превышает 20 с. При этом необходимо убедиться в исправности основных узлов опрокидывающего механизма, от которых зависит время подъема платформы.

Снятие масляного насоса. Производят в сборе с коробкой отбора мощности. Эта операция описана в подразделе "Ремонт коробки отбора мощности". После снятия узла отвернуть болты крепления фланцев коробки и насоса. Отделить насос от коробки. Снять со шлицевого конца ведущей шестерни насоса полумуфту. Разборка насоса. Выпрессовать из корпуса 2 насоса втулку 15. Отвернуть болты крепления крышки 6 к корпусу и снять крышку. Извлечь резиновое уплотнительное кольцо 10. Осторожно, постукивая по шлицевому концу вала насоса, выдвинуть из корпуса подшипниковую 14 и поджимную 11 обоймы. Извлечь из корпуса насоса обоймы в сборе с платиками 17, антифрикционными вкладышами 3 и шестернями 4 и 5. Выпрессовать из отверстия в корпусе насоса манжеты 7, предварительно сняв пружинное 1 и опорное 8 кольца. Извлечь (при необходимости) из корпуса насоса манжету 9, а из отверстий (на торцах) поджимной обоймы-манжеты 16. После разборки необходимо проверить техническое состояние деталей насоса.

Примечание. При наличии трещин или обломов корпус насоса необходимо заменить новым.

Изношенную резьбу корпуса восстановить установкой резьбовых вставок. Торцовые поверхности вкладышей, шестерён и платиков не должны иметь задиров. При наличии задиров (или при незначительном износе) поверхность детали обработать до выведения дефекта. Проверить состояние торцовых манжет 12 и 13 (см. рис.104), установленных в платиках, манжеты ведущего валика насоса и поджимной обоймы, а также уплотнительного кольца крышки насоса. Манжеты и уплотнительное кольцо, имеющие повреждения (или износы), необходимо заменить новыми, так как нарушение их уплотняющих свойств приведёт к потере производительности насоса. Сборка насоса. При сборке необходимо сохранить прежнее расположение втулок, шестерён и платиков, так как детали насоса взаимно прирабатываются. Невыполнение этого условия ухудшает работу насоса. Поэтому при разборке насоса необходимо нанести метки на нерабочие поверхности деталей. Установить в корпус 2 манжету 9. установить в круговые пазы поджимной обоймы 11 платики 17 в сборе с манжетами 12 и 13. Затем на платики установить ведущую 5 и ведомую 4 шестерни. Надеть на шейки шестерён вкладыши 3, а сверху – подшипниковую обойму 14. установить подсобранный узел в корпус 2 насоса шлицевым концом валика вперёд. Запрессовать в корпус насоса втулку 15. установить в корпус насоса уплотнительное кольцо 10, затем крышку 6 и закрепить её болтами. Запрессовать в отверстие корпуса насоса (со стороны шлицевого валика) манжеты 7, установить опорное 8 и пружинное 1 кольца.

После сборки проверить работу насоса на стенде, который обеспечивает левое вращение насоса при 25 с -1 (1500 об/мин) и снабжен сосудом для замера количества подаваемой насосом жидкости или расходомером. Пригодным для дальнейшей эксплуатации считается насос, номинальная объёмная подача которого на указанном стенде равна не менее 91,2 л/мин