Устройство и техническое обслуживание ЗИЛ-133
Устройство
Ведующие мосты автомобилей семейства ЗИЛ-133 (рис. 6.1 и 6.2) состоят из стальных сварных картеров с установленными в них редукторами. Цифрами на рис 6.1 обозначены:
1 - полуось левая (длинная); 2 - конусная разрезная втулка; 3 - гайка наружная крепления подшипников ступицы; 4 - замочная шайба; 5 - сальник; 6 - гайка внутренняя с шифтом; 7 - опорное кольцо сальника; 8 - цапфа; 9 - суппорт колесного тормоза; 10 - фланец крепления суппорта; 11 - кронштейн опоры рессоры; 12 - сапун; 13 - усилительный задний фланец; 14 - балка моста; 15 - усилительный передний фланец; 16 - левая чашка межколесного дифференциала; 17 - шестерня полуоси; 18, 20, 48, 51 - опорные шайбы; 19 - сателлит межколесног дифференциала; 21 - крестовина межколесного дифференциала; 22 - ведомая гипоидная шестерня; 23 - накладка опорного винта; 24 - опорный винт; 25 - контргайка; 26 - правая чашка межколесного дифференциала; 27 - регулировочная гайка подшипника; 28 - стопор регулировочной гайки; 29 - стопорная пластина; 30, 56, 73 - крышки подшипников; 31 - полуось правая (короткая); 32 - крышка картера; 33 - крышка; 34 - диафрагма; 35, 60 - стопорные кольца; 36 - крышка стакана; 37 - стакан; 38 - возвратная пружина; 39 - нажимная пружина; 40 - корпус механизма блокировки межосевого дифференциала; 41 - вилка муфты; 42 - муфта блокировки межосевого дифференциала; 43 - стержень механизма блокировки; 44 - ведущая цилиндрическая шестерня; 45 - передняя чашка межосевого дифференциала; 46 - крестовина межосевого дифференциала; 47 - задняя чашка межосевого дифференциала; 49 - сателлит межосевого дифференциала; коническая шестерня межосевого дифференциала; 52 - распорная втулка; 53 - гайка ведущего вала; 54 - заглушка конической шестерни межосевого дифференциала; 55 - корпус опоры заднего вала; 57 - кронштейн для установки деталей пневмотормозов (для зил-133ВЯ, -133ГЯ); 58 - задний вал; 59 - опорное кольцо; 61 - пробка контрольного отверстия; 62 - картер главной передачи; 63 - крышка картера главной передачи; 64 - ведущая гипоидальная шестерня; 65 - ведомая цилиндрическая шестерня; 66 - шпонка ведомой цилиндрической шестерни; 67 - регулировочные прокладки; 68 - стакан подшипников; 69 - крышка стакана; 70 - распорная втулка; 71 - регулировочные шайбы конических роликоподшипников; 72 - ведущий вал; 74 - фланец ведущего вала.
К торцам картеров приварены встык кованые цапфы 8 (см. рис. 6.1), на которые напрессованы опорные кольца 7 для манжет ступиц колес. К картерам приварены также опорные кронштейны 11 рессор, кронштейны реактивных штанг, фланцы 10 для крепления суппортов колесных тормозов, усилительные фланцы 15 крепления редуктора и крышка 32 картера. К крышке картера промежуточного моста дополнительно приварен корпус 55 опоры заднего вала редуктора промежуточного моста. Картеры в сборе промежуточного и заднего ведущих мостов соответственно одинаковы для всех автомобилей семейства ЗИЛ-133.
Редукторы всех мостов состоят из главных передач с межколесными дифференциалами. Редуктор промежуточного моста отличается тем, что в нем установлены меж- осевой дифференциал с механизмом блокировки и пара цилиндрических косозубых шестерен постоянного зацепления с передаточным отношением 1:1, обеспечивающих подвод крутящего момента от межосевого дифференциала к ведущей конической шестерне главной передачи.
Главные передачи всех мостов одинарные гипоидные со смещением оси ведущей гипоидной шестерни вниз. Передаточное число главной передачи мостов автомобиля ЗИЛ-133Г2 — 6,33, мостов автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ — 6,83. При этом гипоидные шестерни главной передачи промежуточного и заднего мостов имеют различное направление спирали и поэтому невзаимозаменяемы. В промежуточных мостах ведущие шестерни имеют правое направление спирали, ведомые — левое, а в задних мостах, наоборот, ведущие — левое, ведомые — правое.
Передняя опора шестерни 64 установлена в крышке редуктора, задняя — в картере редуктора. Поэтому гнезда под подшипники растачиваются иа картере в сборе с крышкой и разрознивать их в эксплуатации нельзя. Установка конических подшипников шестерни 64 в стакане позволяет осуществить регулировку самих подшипников с предварительным натягом шайбами 71, а затем регулировку зацепления за счет перемещения стакана с подшипниками. Передняя опора ведущей шестерни 7 (см. рис. 6.2) заднего моста одинакова с опорой шестерни промежуточного моста.
Дифференциалы обоих мостов в сборе, но без установленных гипоидных шестерен — взаимозаменяемы. Полуосевые шестерни и сателлиты опираются па чашки дифференциала через опорные шайбы, имеющие сферические углубления, необходимые для удержания смазки. Поверхности с углублениями обращены в сторону шесте- реп. Шайбы сателлитов имеют сферическую опорную поверхность.
Дифференциал в сборе устанавливается в картере редуктора на конических подшипниках, закрепляемых крышками 30 (см. рис. 6.1) и гайками 27, служащими для регулировки подшипников и зацепления гипоидной пары. Гайки 27 стопорятся пластинами 29.
Чашки дифференциала обрабатываются в сборе и клеймятся порядковым номером комплекта. Расточка гнезд под подшипники дифференциала в картере редуктора производится вместе с крышками, поэтому менять взаимное расположение деталей этих комплектов недопустимо.
Для того чтобы обеспечить стабильное взаимное расположение шестерен гипоидной пары при больших нагрузках в зацеплении и сохранить правильное пятно контакта, в картере редуктора с тыльной стороны ведомой гипоидной шестерни, напротив зоны зацепления ее с ведущей гипоидной шестерней, установлен опорный болт 24 с контргайкой 25 и бронзовой опорой 23.
На бронзовой опоре опорного болта редуктора заднего моста установлен маслосъемник 8 (см- рис. 6.2), собирающий масло с венца ведомой гипоидной шестерни и направляющий его в масляный карман, откуда оно поступает к коническим подшипникам.
Полуоси всех мостов — полностью разгруженного типа, фланцевые, крепятся к ступицам колес шпильками с разрезными коническими втулками 2 (см. рис. 6.1). Полуоси одного моста имеют различную длину. Правая полуось промежуточного ведущего моста — короткая, левая—-длинная. На заднем мосту — наоборот. Короткие полуоси так же, как и длинные, между собой взаимозаменяемы.
Межосевой дифференциал (см. рис. 6.1) установлен на валу ведущей цилиндрической шестерни в картере редуктора промежуточного моста и служит для исключения возможности циркуляции паразитной мощности в замкнутом контуре тележки ведущих мостов, которая возникает при жесткой кинематической связи редукторов ведущих мостов и различном радиусе колес, обусловленном различным давлением в шинах колес или неравномерным износом шин. Однако при попадании обоих колес одного моста на участок опорной поверхности с малым коэффициентом сцепления трогание автомобиля может быть затруднено или вообще невозможно. На этот случай предусмотрена блокировка дифференциала. Блокировка межосевого дифференциала обеспечивает также улучшение тяговых качеств автомобиля при движении иа скользких дорогах. Межосевой дифференциал — конический, симметричный, состоит из четырех сателлитов 49, установленных иа крестовине 46, конического венца, выполненного заодно с шестерней 44, конической шестерни 50 привода заднего вала, имеющей шлицевое отверстие в ступице для соединения со шлицевым концом заднего вала и передающей через него крутящий момент на задний ведущий мост, и механизма блокировки дифференциала.
Механизм блокировки включает в себя зубчатую муфту 42, шток с вилкой 41 и пневматическую камеру. Управление механизмом блокировки осуществляется пневматическим краном, установленным в кабине водителя. При движении по дорогам с твердым покрытием дифференциал должен быть обязательно разблокирован.
Межосевой дифференциал с механизмом блокировки одинаков для всех автомобилей семейства. Отличие заключается только в длине и форме трубопроводов от крана к пневматической камере.
Сателлиты межосевого дифференциала и шестерни 44, 50 установлены на бронзовых втулках. Сателлиты и шестерня 50 имеют опорные шайбы, аналогичные применяемым в межколесном дифференциале.
Вал шестерни 44 и сама шестерня имеют зубчатые венцы, на которые устанавливается муфта 42 блокировки межосевого дифференциала. Зубья половины венца вала 72 со стороны шестерни 44 тоньше зубьев другой половины венца, что препятствует самовыключению муфты блокировки. Чтобы избежать ударов между зубьями муфты блокировки, рекомендуется блокировать межосевой дифференциал на стоянке или при медленном движении автомобиля. С этой же целью в механизме блокировки устанавливаются две пружины: нажимная 39 и возвратная 38. При этом воздух под давлением, подаваемый через пневматический кран, перемещает диафрагму 34, которая, в свою очередь перемещает стакан 37, сжимающий возвратную пружину и нажимную. Однако ввиду того, что стакан не имеет жесткой связи с штоком включения муфты блокировки и установлен на ием свободно, резкое перемещение диафрагмы под действием сжатого воздуха не вызывает резкого удара зубьев муфты о зубчатый венец шестерни при попадании «зуба на зуб». В этом случае нажимная пружина выполняет роль амортизатора и аккумулятора давления, несколько освобождаясь только при перемещении муфты 42 на зубчатый венец шестерни.
зблокирование межосевого дифференциала происходит за счет выпуска сжатого воздуха из камеры через пневматический кран в атмосферу и перемещения муфты возвратной пружиной диафрагмы в крайнее левое положение. Нажимная пружина на возврат диафрагмы в первоначальное положение никакого влияния на оказывает так же, как возвратная пружина не оказывает влияния на включение муфты блокировки.
Рис. 6.1. Промежуточный мост.
Рис. 6.2. Задний мост.
1 - полуось левая (короткая); 2 - полуось правая (длинная); 3 - картер главной передачи; 4 - левая чашка дифференциала; 5 - правая чашка дифференциала; 6 - ведомая гипоидная шестерня; 7 - введущая гипоидная шестерня; 8 - маслосъемник; 9 - пробка заливного отверстия; 10 - распорная втулка; 11 - регулировочные шайбы конических подшипников; 12 - регулировочные прокладки; 13 - стакан подшипников; 14 - крышка стакана; 15 - опорная шайба фланца; 16 - фланец ведуще гипоидной шестерни; 17 - стопор; 18 - гайка подшипника дифференциала; 19 - стопорная пластина; 20 - крышка подшипника