Универсальный солдат. Как на шасси КрАЗ экскаваторы создавали
Кременчугский автомобильный завод стал одним из немногих предприятий транспортной промышленности, которые процветали как при СССР, так и после распада Советского Союза. Одним из главных факторов успеха стала универсальность завода. Инженеры разрабатывали не только грузовые автомобили для промышленности и народного хозяйства, но и экскаваторы на базе КрАЗ серийных моделей. Эти машины были настолько успешными, что их можно встретить и по сей день. Какие же автомобили легли в основу техники для земляных работ, и какими были их технические характеристики?
КрАЗ 255
Первым и самым известным экскаватором, выпущенным Кременчугским автомобильным заводом, стала машина на основе КрАЗ 255, получившая название ЭОВ-4421. Это один из крупнейших образцов серийной техники для инженерных работ за время существования СССР. Автозавод выпускал данную единицу на протяжении 26 лет. Она поставлялась в различные организации – как в строительные и сельскохозяйственные, так и в вооруженные силы. ЭОВ-4421 был одним из главных «тружеников» в инженерных войсках.
Основные характеристики экскаватора следующие:
- Рытье котлованов – 90-100 м3/час;
- Рытье траншей – 70-90 м3/час;
- Время на развертывание ковша – 2 мин;
- Расход топлива – 32 л. за час работы;
- Вместительность ковша – 0.65 м3.
Кроме того, на базе КрАЗ 255б наладили производство и автокранов. Стрела такой машины могла поднимать до 3 тонн груза.
КрАЗ 260
В отличие от армейских вездеходов, экскаваторы, автокраны и другая техника для инженерных работ от Кременчугского автозавода оказалась крайне востребованной. Ее цена была вполне приемлемой как для Миноборонпрома, так и для профильных министерств из различных отраслей народного хозяйства. Поэтому заказы на ЭОВ продолжали расти.
Через некоторое время одновременно с ЭОВ-4421 начался промышленный выпуск новой модели экскаватора. Она получила обозначение ЭОВ-4422, и в ее основу легло шасси КрАЗ 260. Технические характеристики инновационной машины увеличились весьма ощутимо.
Первым преимуществом ЭОВ-4422 стала повышенная мощность двигателя. На КрАЗ 255 ставились моторы, выдававшие всего 240 лошадиных сил. На автомобилях КрАЗ-260 использовались новые двигатели Ярославского завода, которые могли выдавать до 300 «лошадок». Удалось увеличить и мощность экскаваторного оборудования. На устаревшем автомобиле она составляла 75 л.с, а на ЭОВ-4422 уже 80 л.с.
Новый автомобиль отличался и увеличенной глубиной копания. Инженеры спроектировали машину таким образом, что она могла рыть котлованы или траншеи до 3.4 м. в глубину, за счет удлинения стрелы. А вот вместительность ковша осталась на прежнем уровне, с его помощью можно было извлечь 0.65 м3 земли, как и на ЭОВ-4421.
Вышеописанные экскаваторы были одними из самых массовых и успешных видов техники подобного рода, для производства которой использовалось автомобильное шасси. Поэтому и выпускались они очень долго, вплоть до распада Советского Союза. Их выпустили так много, что даже сегодня можно найти десятки объявлений, в стиле: “Продается гидравлический экскаватор на основе КрАЗ, 1980 года выпуска”. Однако времена шли, техника постепенно устаревала, и следующий экскаватор появился уже во время независимости Украины.
Экскаватор на шасси КрАЗ 6322
С началом боевых действий на востоке Украины, армия нуждалась в обновлении инженерной техники. Прежние экскаваторы, изготовленные на базе КрАЗ 255 и 260 моделей устарели и морально, и физически. Замену предложил все тот же Кременчугский автозавод, разработавший экскаватор на автомобильном шасси, соответствующий всем современным требованиям техники для инженерных войск. Машина получила обозначение UDS 114, и в ее основу был положен современный КрАЗ-6322.
Данный автомобиль способен выдавать производительность во время земляных работ до 108 м3 в час. Если советские машины могли рыть траншеи и котлованы до 3.25 и 3.4 метра в глубину, то с UDS 114 появляется возможность копать до 6.5 метров. Экскаватор отличается универсальностью. Его используют не только для земляных, но и для мелиоративных работ и сельского хозяйства. Особенность UDS 114 заключается в том, что есть возможность демонтажа ковша и установки другого оборудования (например, лопата без зубцов, устройства для сбора урожая, клещи для камней и т.д.).
Особенности экскаваторов на основе КрАЗ
Еще с советских времен экскаваторы Кременчугского завода разрабатывались для местности со сложным рельефом. На машинах применены инженерные решения, которые позволяют им преодолевать даже самые сложные препятствия, работать в лесах, на болотах. Техника КрАЗ может даже преодолевать водоемы вброд. Максимальная глубина, предусмотренная производителем, составляет 1 метр.
Управление ковшом осуществлялось из специальной кабины. На ЭОВ-4421 и ЭОВ-4422 ее изготавливали из бруса, а снаружи обшивали листовым металлом. На новой модели UDS 114 устанавливались кабины, выполненные полностью из металла. При производстве закладывался специальный утеплитель, поэтому экскаваторщику не холодно работать даже в зимний период.
На экскаваторах, производства СССР, устанавливались восьмицилиндровые двигатели на 16 клапанов. Основным видом топлива является дизель. Кременчугский автозавод разрабатывал усовершенствованные модели инженерной техники для северных регионов СССР. На таких автомобилях устанавливали систему прогрева мотора перед запуском, что позволяло не допустить замерзания дизельного топлива, и завести машину даже в самый лютый холод. Для успешного преодоления пересеченной местности, в особенности болот, водоемов, песка или снега, машины оснащены лебедкой.
Специалисты Кременчугского автомобильного завода оснастили свое детище дисковым сцеплением, в котором шестерни находятся в постоянном зацеплении. На первых экскаваторах КрАЗ использовалась четырехступенчатая коробка, но в дальнейшем ее заменили на «пятиступку». Максимальная скорость, на которую способна данная техника, составляет 80 километров в час.
Отличную проходимость на бездорожье обеспечивает и полный привод автомобиля. На машине установлено сразу 5 карданов, а все мосты – ведущие. Благодаря этому, экскаватор отлично справляется с любым бездорожьем.
Отдельного внимания заслуживает и экскаваторная установка. На КрАЗ установлена гидравлика. Кременчугский завод славился своим качеством на весь Советский Союз, все узлы имеют большой ресурс. Поломки практически не встречаются. Чаще всего неисправности отмечаются при ненадлежащем обслуживании машины (отсутствии технического осмотра и замены деталей, выработавших ресурс), а также из-за нарушения правил эксплуатации.
Экскаваторы Кременчугского автозавода, как и другая техника, произведенная на этом предприятии, стали настоящими легендами советского автопрома. Благодаря отменной проходимости и высокому качеству, продукция КрАЗ остается востребованной и по сей день, причем она эксплуатируется как в Украине, так и отправляется на экспорт. Как показала история, экскаваторы КрАЗ, при надлежащем уходе, могут прослужить и 40 лет.