Самосвалы КрАЗ: модельный ряд и технические характеристики
Автомобили Кременчугского автомобильного завода славились не только в СССР и независимой Украине, но и далеко за их пределами. В общей сложности, эти машины поставлялись более чем в 50 стран. Отличная грузоподъемность, проходимость (благодаря формулам 6х4 и 6х6) и элементарность в обслуживании (откуда и пошло прозвище «Лапоть») сделали грузовики незаменимыми во многих сферах. Флагманом завода, конечно же, считаются самосвалы. Эти машины предназначены для перевозки от 13 до 18 тонн сыпучих и навалочных грузов. Рассмотрим модельный ряд самых популярных грузовых автомобилей КрАЗ, выполненных в кузове “Самосвал”.
Модель 65055 – легенда среди грузовых автомобилей КрАЗ
КрАЗ 65055 был одним из самых известных советских грузовиков с конца 70-х годов, и эта модель легла в основу производства современных самосвалов Кременчугского автомобильного завода. Машину начали разрабатывать в 1977 году, использовав в качестве базы не менее популярный советский самосвал – КрАЗ 260. Впервые данную модель представили для испытаний в 1978, тогда же грузовик внесли в производственный план СССР до 1990 года. Выпуск этих автомобилей в Кременчуге продолжается и по сей день.
Технические характеристики основной платформы включают в себя двигатель, мощность которого составляет 330 лошадиных сил, и кузов, способный вместить до 10.5 м3 навалочных или насыпных грузов. Однако в Кременчуге разработали универсальную базу, поэтому модель 65055 выпускалась сразу в 5 вариантах исполнения. На платформу устанавливали кузов, объемом от 8 м3, до 20 м3. Соответствующим образом изменялись и двигатели, которые имели мощность:
- 240 л.с.;
- 330 л.с.;
- 400 л.с.
Основным видом моторов для этих машин были восьмицилиндровые, V-образные дизеля. По стандарту устанавливали классические «атмосферники», но на автомобили, которые использовались в особо сложных условиях, могли ставить и турбодизель.
Длина базы в стандартном кузове составляет 8.3 метра, ширина – 2.5 м., и высота 2.87 м. Трансмиссия представлена восьмиступенчатой коробкой передач, но для автомобилей, которые используются в сложных условиях завод мог использовать и девятиступенчатую КПП. Ведущие мосты – центральные, двуступенчатые, односкоростные. Есть возможность блокирования дифференциала на самосвале, поворотная ось – передняя. Радиус поворота равняется 11 метрам. Средний мост – проходного типа.
Максимальная скорость, которую может развивать КрАЗ-65055 составляет 90 километров в час. На 100 километров грузовик потребляет 39 литров дизеля. Модель оборудована одиночным топливным баком, объемом 250 литров.
КрАЗ С18.0 «Горняк»: качественное развитие советского самосвала
Модель 65055 стала основой для многих других грузовиков КрАЗ. Одним из самых удачных «потомков» стал КрАЗ С18.0, также известный, как «Горняк». Название объясняет и основное предназначение данной машины. Прежде всего, такие самосвалы используют на угольных шахтах, а также на карьерах различного типа – гранитных, меловых, песчаных, глиняных. Также этот «труженик» активно используется и автодорожными предприятиями для строительства дорог. Максимальная грузоподъемность «Горняка», как и у его предшественника 65055, составляет 18 тонн.
Если на более старых моделях использовались восьмицилиндровые V-образные двигатели Ярославского машиностроительного завода (ЯМЗ), то на «Горняке» использованы уже другие моторы. Это шестицилиндровые силовые установки Cummins ISLe-375 30, объемом 8.85 л. В базовой комплектации мощность двигателя составляет 370 лошадиных сил. Решение об установке других моторов позволило сделать машину более экономичной (экономия дизеля может достигать 12%), и значительно повысить надежность.
Изменения по сравнению с 65055 коснулись и трансмиссии. Если ранее Кременчугский автозавод использовал девятиступенчатые коробки передач только на машинах, предназначенных для сложных условий, то на модели 18.0 она идет в базовой комплектации. Интересная особенность КПП на «Горняке» – одна из передач является сугубо «рабочей». Она позволяет двигаться со скоростью, не превышающей 3 километра в час. Коробка механическая, в трансмиссии использовано сухое, однодисковое сцепление MFZ-430.
Как и на модели 65055, на данном самосвале установлены центральные, двуступенчатые, односкоростные мосты с межколесным блокируемым дифференциалом. Средний мост имеет межосевой блокируемый дифференциал. Колесная формула – 6х4. Подвеска на «Горняках» зависимая, рессорная. Спереди установлены гидравлические амортизаторы.
Максимальная скорость, которую может развивать данный самосвал, составляет 75 км/ч. Расход топлива на «Горняке», по сравнению с 65055, действительно стал меньше – 37.5 литра. Машина оборудована единичным топливным баком, способным вместить 250 л. дизеля.
Супер КрАЗ 65032
Обычные грузовики не способны на то, что может Супер КрАЗ, как иначе называют модель 65032. Чем же данная машина отличается от других? Тем, что она гораздо более универсальна, и может справиться даже с самыми сложными препятствиями. Детище Кременчугского автомобильного завода успешно въезжает на подъемы до 30%, может работать в тяжелых условиях. Объем кузова составляет 12 м3, а грузоподъемность достигает 19 тонн.
Грузовик значительно выше своих собратьев. Если высота КрАЗ-65055 составляет 2.87 м, то на модели 65032 это уже 3.2 м. В первую очередь, высота возросла из-за увеличения радиуса колес, что значительно повысило его проходимость. В отличие от предыдущих грузовиков, которые имели колесную формулу 6х4, 65032 имеет формулу 6х6, что также обеспечивает возможность работы в сложных условиях.
Сердцем этой машины является восьмицилиндровый V-образный двигатель с турбонаддувом, мощность которого составляет 330 лошадиных сил. Рабочий объем силового агрегата – 14.86 литра, а максимальный крутящий момент – 1274 Нм. Трансмиссия автомобиля представлена двухдиапазонной, восьмиступенчатой «механикой», которая работает в паре с однодисковым, сухим сцеплением MFZ-430. Ведущие мосты аналогичны КрАЗ 65055 и КрАЗ С18.0. Блокируемый межколесный дифференциал позволяет самосвалу проходить сложные участки с отменной управляемостью. А вот средний мост на машине имеет конструкцию проходного типа. Раздаточная коробка, использованная на этом самосвале, двухступенчатая, с возможностью блокировки межосевого дифференциала.
Максимальная скорость модели 65032 составляет 80 километров в час. Машина потребляет 40 литров топлива на 100 км. На данной модели, как и на предыдущих, установлен одиночный топливный бак, в который можно залить до 250 литров дизеля.
Еще с советских времен самосвалы КрАЗ считались лучшими в своем классе. Машина оказалась настолько удачной, что ее выпуск производился с 60-х годов, и до самого распада СССР, и даже при независимости Украины от данного автомобиля не отказались, и стали развивать дальше. И сейчас КрАЗ наращивает экспорт своих машин, планируя довести его до 32% от всей производимой техники к 2020 году. Качество и простоту машин из Кременчуга оценили не только на постсоветском пространстве, но и в Европе, и в Азии, где эту машину готовы покупать большими партиями.