Обзор моделей военных автомобилей КрАЗ за все время существование завода
Автомобили, которые производит Кременчугский автомобильный завод, используются во всех сферах жизнедеятельности человека. Кроме этого, автозавод разрабатывает и внедряет в производство военные автомобили. Модели имеют различное предназначение, характеризуются высокой мощностью и уникальной проходимостью, обеспечивают отличную защиту для людей. В нашей статье мы расскажем более подробно про линейку военной техники от известного украинского производителя.
Немного истории. Советский период
Так, как и многое в советское время, разработки военных автомобилей в Кременчуге, тщательно скрывалось. Рядовой гражданин понятия не имел, что кроме самосвалов, тягачей и тяжелых грузовиков на заводе ведутся активные разработки армейских автомобилей. Все эти работы велись под грифом “Секретно”. Информацию нам предоставил военный информатор.
Сразу стоит сказать, что разработки не были вполне успешными, на конвейер военные автомобили не стали . Причина этому – высокая стоимость их производства, что в те времена было решающим критерием.
1961. Министерство обороны СССР поручило Кременчугском автозаводу разработку автопоездов и полноприводных грузовых автомобилей. Для этого был создан секретный проектный отдел, который в работе должен был ориентироваться на все мировые достижения и использовать имеющиеся наработки. Уже в следующем году инженеры представили образцы разработанной автотехники: 8 тонные грузовики КрАЗ 253 B и тягач 259 B. У них была вместительная кабина, которая находилась сверху на двигателе. Была сокращена масса. Военные грузовые автомобили имели новшество: четырехступенчатую коробку передач и подвеску на поперечных рычагах. Эти первые модели оказались ненадежными и дорогостоящими. Поэтому в 64 году была разработана вторая линейка, в которую входили 9 тонный грузовик и активный тягач 259.
Несколько лет проводились совместные испытания, далее они были отправлены на работку. 1967 г. Проводились испытания, транспорт показал хорошую проходимость, отличные тягово-сцепные характеристики, устойчивость и экономичность. Но опять же, их производство было весьма дорогостоящим. Всего было разработано три линейки опытных машин. Это был 10 тонны грузовик 2253, а также седельный тягач 2e 259. Это было более улучшенная версия второй линейки, особых изменений не было внесено, стоимость также была высокой. По решению Министерства обороны все дальнейшие работы в данном направлении были прекращены. Также был проект о создании сверхмощных грузовиков с газотурбинными двигателями. Экспериментальные разработки проводились в период 1974 по 1976 год. Проект был закрыт в 1980 так, как несмотря на технические характеристики, техника быстро выходила из строя.
Среди разработок того периода Кременчугского автозавода есть и успешные, это линейка ”Открытие” в которую входили многоцелевые автомобили, а также капотные и бескапотные тягачи. На технику были установлены моторы ЯМЗ-842. В базовую линейку были включены 10-тонные автомашины из серии 6315 и 11-тонные шасси КрАЗ 653151.
Настоящее время
В конце прошлого века в начале нынешнего военные КрАЗы использовались практически во всех военных конфликтах. Например, их использовали в Ираке, Индонезии, Косово, Афганистане. По результатом использования в военных действиях, можно сказать, что автомобили эффективно работают во всех климатических условиях. Они хорошо показали себя по дорогам общего пользования, в джунглях, горной местности и даже в пустыне. Автомобили не снижают своей эффективности в температурном режиме от + 65 до - 50, на высоте до 5.000 над уровнем моря, на глубине до 150 см и на снегу почти до 1 м. Все эти неблагоприятные условия не оказывать влияние на качество эксплуатации транспортного средства.
Военные автомашины оснащены системой подкачки шин, что дает высокую проходимость по всем типам грунтов. Благодаря капотной компоновке экипаж автомобиля надежно защищен. Даже при наезде на мину от взрыва разрушается передний мост, а люди в кабине остаются невредимыми. Как говорят военнослужащие, кразовский капот- это полтора метра жизни.
На сегодня день современные военные автомашины КрАЗ стоят на балансе Вооруженных сил Украины и более чем 30 стран мира. Используются они для транспортировки от различных оборонительных систем, масштабных грузов, воинских подразделений. Выступают в качестве транспортный базы для различных боевых систем. Активно используется на аэродромах в качестве тягача для самолетов массой до 100 тонн.
К сожалению, наша страна находится в состоянии боевых действий. Да и возникновение вооруженных конфликтов, локальных войн в современном мире не редкость. Поэтому стоит острая потребность в бронированных автомашинах. Автокраз совместно с партнерами производит разработку и выпуск машин, которые имеют оснащение бронированием. Техника проходит серию сложных испытаний и показывает достойные результаты.
Вездеходы перемещаются одинаково быстро и дорогам с твердым покрытием, и в условиях полного бездорожья. В последнее время разработчики дают своим автомобилям названия мультипликационных персонажей. Мы говорим о самых значимых последних “творениях” инженеров Кременчугского автозавода — Шрек-КрАЗ, Халк-КрАЗ и Фиона- КрАЗ. Несмотря на несерьезные названия, техника достаточно серьезная и уже смогла продемонстрировать отличный результат. Это многоцелевые броневики, которые предназначаются для перевозки военных на место проведения операции и транспортировки различных грузов, оборудования. На машины установлен дизельные двигатели с турбонаддувом, которые обеспечивают уникальную проходимость и позволяют наращивать скорость до 400 лошадиных сил.
Шрек — автомобиль копотной компоновки. Вмещает в кабине двух человек — водителя и пассажира. Кроме этого, может перевозить до 10 человек. Полноприводный, формула колес 4 на 4. Произведен на основе КрАЗ-5233. Техника активно используется для транспортировки военных, перевозки различного оборудования и грузов. Оснащен баллистической, противоминной защитой. Разгоняется до 100 км/час. Имеет мощность- 300-400 лошадиных сил. Вес автомобиля -17,5 т.
Халк — автомобиль предназначен для перевозки людей, грузов. Довезет до точки назначения в любых условиях. Обеспечивает надежную защиту пассажиров. Машина полноприводная, что позволяет уверенно двигаться по любому ландшафту. Бронирование защищает от пуль. Защищает от взрывов мины. Стекло пуленепробиваемое, выполнено из нескольких слоев, материалом верхнего послужил поликарбонат.
Имеет колесную формулу 4 на 4. Вес 16 тонн. Установлен с турбонаддувом дизельный мотор. Может разгонятся до скорости 80 км/час. Мощность — до 400 лошадиных сил. Вмещает 10 пассажиров, плюс в кабине водитель и дополнительное место.
Отличается баллистической, противоминной защитой.
Еще один знатный представитель броневиков от КрАЗ это Фиона. Имеет многоцелевое назначение, характеризуется отменной проходимостью. Представляет класс МПР. В основе его шасси КрАЗ-6322, украинский бронетранспортер колесную формулу 6 на 6. Автомобиль грузовой, полноприводный, с дизельным мотором. Есть турбонаддув. Используется достижения разного рода спецзадач по перевозке людей, оборудования, грузов. Вмещает 14 военных, в кабине водитель и еще один пассажир.
Машина способна развивать скорость до 100 км/час. Мощность авто составляет до 400 лошадиных сил.