КрАЗ 255: легендарный тяжелый грузовик вездеход из Кременчуга

В 60-х годах советская армия и народное хозяйство СССР нуждались в обновлении техники. Устаревшие автомобили не могли похвастаться необходимой проходимостью, грузоподъемностью и надежностью, особенно в тяжелых условиях эксплуатации. Именно тогда Кременчугский автомобильный завод получил заказ на разработку машины, которая сможет преодолеть любые препятствия. Как оказалось, специалисты справились со своей задачей блестяще, предложив стране КрАЗ 255.

Фото грузовика КрАЗ 255

«Лапоть», «Лапотник», «Луноход» – как только не называли эту машину. А все потому, что она действительно проста, как лапоть, но проходима, как луноход. При этом автомобиль получился мощным, неприхотливым и имел прекрасную грузоподъемность. Рассмотрим более подробно историю КрАЗ 255, технические характеристики машины, и поговорим о ее особенностях.

История тяжелого грузовика вездехода КрАЗ 255

После своего образования в 1959 году, Кременчугский автозавод уже успел выпустить КрАЗ 214. И несмотря на то, что машина была хорошей, как для своего времени, она имела определенные недостатки. Поэтому инженеры не стали «изобретать велосипед», и доработали уже имеющуюся машину, сохранив капотную компоновку, базу, незначительно изменив экстерьер. Как выяснилось позже, получилось блестяще.

В 1966 году грузовик прошел испытания и получил сертификаты от целого ряда профильных министерств, которые были заинтересованы в его производстве, в том числе от Минобороны. Это позволило автозаводу поставить автомобиль на конвейер уже в 1967 г. Из года в год производство только росло, и к середине семидесятых оно достигло максимума. С 1977 по 1987 годы с конвейера сходило по 7500-8000 единиц техники ежегодно. Выпуск производился в следующих видах кузова:

  • Самосвал с откидным задним бортом;
  • Экскаватор;
  • Лесовоз;
  • Автокран;
  • Цистерна для перевозки пищевых продуктов, топлива, технических жидкостей и т.д.

Варианты видов кузова КрАЗ 255

В 1975 году КрАЗ 255 получил награду – знак качества СССР. Одновременно с наращиванием выпуска, Кременчугский автозавод повышал и ресурс деталей. Если первые авто могли пройти до капремонта всего 80 000 км, то к с 1970 по 1979 г. это значение выросло до 125 000 км. Грузовики, выпущенные в 1980-1993 гг имели ресурс 140 000 км.

КрАЗ 255 был одним из самых массовых грузовых авто в Советском Союзе. Моделей с индексом «Б» выпустили около 80 000 единиц, затем еще столько же – с индексом «Б1». Последняя машина сошла с конвейера в 1994 году. Суммарно Кременчугский автозавод поставил советской армии и народному хозяйству 160 732 единицы.

По ряду инженерных решений, КрАЗ 255 опередил свое время. Поэтому данный грузовой автомобиль вездеход послужил основой и для будущих машин завода. Даже на последнем продукте Кремечугского автозавода – КрАЗ 6322, были применены некоторые решения, использованные еще на 255 модели.

КрАЗ 255: технические характеристики

Украинский тяжелый грузовик вездеход создан на основе КрАЗ 214, с рядом доработок. Сердцем машины стал двигатель ЯМЗ-238, который производился в Ярославле с 1950 года. В Кременчуге выпускали машины с восьмицилиндровыми, V-образными, четырехтактными моторами, мощностью 240 лошадиных сил. Основным видом топлива для них был дизель. Ярославские инженеры оборудовали свое детище чугунным блоком цилиндров и жидкостным охлаждением. На КрАЗ 255 устанавливались классические «атмосферники», хотя у ЯМЗ была и версия с турбонаддувом. Массово ее начали применять на КрАЗ 260, в особенности на те машины, которым предстояло работать в военной сфере.

На машине использовано фрикционное сцепление. Оно не нуждается в постоянной смазке, поэтому масляные ванны на механизме не предусмотрены. Такое инженерное решение можно считать классическим, ведь оно использовалось на большинстве грузовиков, которым приходилось работать в сложных условиях.

Фото мотора КрАЗ 255

Что касается коробки передач, на КрАЗ 255 использована классическая пятиступенчатая механика. Шестерни, за исключением первой передачи и заднего хода, находятся в постоянном зацеплении. Оси валов являются неподвижными. На коробке предусмотрено три хода. Делитель на трансмиссии грузовика не устанавливался, в связи с чем инженеры предусмотрели компенсаторы. Срабатывание компенсаторов происходит при переключении коробки со второй передачи на третью, а также с четвертой на пятую.

Раздаточная коробка также является механической, и предусматривает две передачи. Инженеры предусмотрели и дополнительный вал, на котором закрепляется лебедка, что также повышает возможности для эксплуатации автомобиля в сложных условиях. На данной модели установлено пять карданных валов с промежуточной опорой. КрАЗ 255 – это вездеход с колесной формулой 6×6. Это дополнительно улучшает его проходимость на бездорожье, полях, болотах, песках, снегах и т.д.

Габариты легендарного детища Кременчугского автозавода следующие:

  • Длина – 8.6 м.;
  • Ширина – 2.75 м.;
  • Высота (с натянутым тентом) – 3.1 м.
  • Масса без груза – 11.75 тонн.

Автомобиль способен перевозить до 7.5 тонн груза. На раме машины использовались как заклепочные, так и сварные соединения. Лонжероны изготавливались из швеллеров, и соединяются с 5 поперечинами.

Расход топлива и скоростные характеристики

Максимальная скорость данного грузовика составляет 71 километр в час, крейсерская – 60 км/ч. Для разгона до крейсерской скорости автомобилю потребуется около 40 секунд. Что касается расхода топлива, то на 100 километров машина потребляет около 35 литров дизеля. Инженеры предусмотрели два топливных бака, в которые можно залить 330 литров солярки. Охлаждение в автомобиле жидкостное, и для нормальной работы необходимо залить 51 литр воды.

Экстерьер машины

Экстерьер машины. Фото КрАЗ 255

На КрАЗ 255 устанавливали кабину, изготовленную из древесины, которая впоследствии обшивалась листовым металлом. Одно из экстерьерных отличий от модели 214 – короб из стали, который монтировался на переднем крыле. Специалисты Кременчугского автозавода устанавливали на них фары и повороты. Такая конструкция дала автомобилю еще одно прозвище в народе – «Скворечник». Если демонтировать элементы освещения, то это действительно напоминает домики для птиц, которые каждый советский школьник делал на уроках труда.

Кроме того, отличительной чертой экстерьера КрАЗ 255 от предшественника стали “усы”. Спереди на крыле, помимо короба, ставились также специальные пружинные штыри, на концах которых располагались наконечники из пластика. Такое решение было использовано для того, чтобы водителю было проще маневрировать и ориентироваться в ограниченном пространстве.

Автомобили КрАЗ были культовыми для всего Советского Союза. Их проходимость и работоспособность идеально сочетались с простотой конструкции, благодаря чему их ремонт могли освоить в большинстве АТП. Эти машины эксплуатировались не только в СССР, но и поставлялись в целый ряд других государств. В общей сложности их поставляли в 51 страну. Их покупали все страны соцлагеря, а также Индия, Пакистан, Китай, страны Латинской Америки. Качество этих машин было настолько высоким, что многие из них, которые обслуживались надлежащим образом, дожили даже до наших дней, и продолжают успешно трудиться на благо армии, строительства, сельского хозяйства.