Особые условия эксплуатации Автомобили семейства ЗИЛ-133
Подъемы и спуски. Короткие подъемы на дорогах с хорошей видимостью и ровным покрытием при наличии удобного подъезда к ним преодолеваются с разгона. Крутые или затяжные подъемы необходимо преодолевать на низших передачах коробки передач (а на автомобилях, имеющих делитель.— и на низшей передаче делителя). Необходимо приобрести навыки вождения автомобиля и автопоезда, позволяющие заранее определять необходимую передачу для преодоления подъема без последующего переключения на более низкую передачу.
На спусках следует выдерживать скорость движения в зависимости от состояния дороги, длины и крутизы спуска, а также видимости. Во избежание излишнего нагрева тормозных колодок и барабанов необходимо на спусках производить торможение автомобиля двигателем (включением низших передач в коробке), а на автомобилях с дизелем — и вспомогательной тормозной системой. При этом следует помнить, что частота вращения коленчатого вала дизеля не должна превышать 2600 об/мин.
Важнейшим условием безопасного преодоления спуска является наличие воздуха в тормозной системе, поэтому категорически запрещаются выключение двигателя на спусках и движение накатом.
Мокрые проселочные дороги. На глинистых и черноземных участках необходимо проявлять большую осторожность в выборе направления движения, избегая бокового скольжения колес, приводящего в результате неправильного вождения к складыванию автопоезда. Надо выбирать близкие к горизонтальным участки пути, пользоваться проложенной колеей, что предотвращает заносы автомобиля. При выходе из глубокой колеи нельзя долго удерживать рулевое колесо вывернутым до упора в одну сторону, так как в этом случае насос гидроусилителя работает на предохранительный клапан. В результате этого образуется замкнутая циркуляция масла, что приводит к разрушению насоса.
Движение на профилированной мокрой дороге, имеющей крутой поперечный профиль и глубокие придорожные кюветы, необходимо выполнять на малой скорости, стремясь удерживать автомобиль на гребне кювета и по возможности съезжать на обочину, не имеющую крутого наклона. Для улучшения тяговых качеств автомобиля на скользких, мокрых и заснеженных дорогах, а также для повышения проходимости в условиях бездорожья надо пользоваться механизмом блокировки межосевого дифференциала.
Песчаные участки и снежная целина. Во время движения автомобиля на тяжелых участках дороги нельзя допускать пробуксовки колес. Если это все же произошло, необходимо отъехать назад для разгона автомобиля. Следует помнить, что автомобили ЗИЛ-133 уверенно преодолевают снег глубиной до 300 мм.
Движение при плохой видимости. С целью повышения безопасности движения во время дождя, тумана, снегопада, по горным дорогам автомобили оборудованы противотуманными фарами. Низкое расположение противотуманных фар улучшает освещение дороги. Необходимо следить за правильной регулировкой направления света фар — обязательно должна освещаться правая обочина дороги.
Движение с неработающим гидроусилителем. В случае выхода из строя гидроусилителя вследствие повреждения насоса либо разрушения шланга или ремня, а также при буксировке автомобиля из-за остановки двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения неисправностей. Длительная работа на автомобиле с неработающим гидроусилителем приводит к быстрому износу механизма рулевого управления или его поломке.
В случае разрушения шлангов (при отсутствии запасных) рекомендуется обеспечить работу гидронасоса «на себя», т. е. соединить между собой трубопроводы высокого и низкого давления, идущие от насоса, с обязательным включением радиатора для охлаждения масла. Одновременно необходимо защитить механизм гидроусилителя от слива остатков масла в нем и попадания в него грязи через впускное и возвратное отверстия для масла. Двигаться до устранения неисправностей необходимо на малой скорости при работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала. В случае нагрева масла в бачке гидронасоса более чем на 100° С необходимо остановиться для охлаждения его.
Буксировка автомобиля. В случаях буксировки автомобиля ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ на расстояние более 100— 150 км с неработающим двигателем необходимо отсоединить карданный вал промежуточного моста во избежание разрушения коробки передач из- за ухудшения смазывания ее деталей. При буксировке автомобилей с неработающим двигателем необходимо подключить тормозную систему и потребители его (пневмосигнал и стеклоочистители) к автомобилю-тягачу посредством шланга для накачки шин (из комплекта инструмента и принадлежностей).
При буксировке автомобиля ЗИЛ- 133Г2 тягачом-буксировщиком с однопроводной тормозной системой для подключения шланга необходимо: вывернуть пробку в одном из воздушных баллонов на тягаче и ввернуть взамен ее переходной штуцер, имеющий коническую резьбу 3/8" с одной стороны и резьбу М16Х 1,5 с другой;
к переходному штуцеру со стороны метрической резьбы присоединить шланг для накачки шин;
присоединить второй конец шланга с накидной гайкой (резьба тоже М16Х X 1,5) к крану отбора воздуха на первом воздушном баллоне буксируемого автомобиля.
Для подключения шланга при буксировке автомобиля ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ однотипным автомобилем шланг для накачки шин присоединяется к клапанам контрольных выводов обоих автомобилей.