Особые условия эксплуатации Автомобили семейства ЗИЛ-133

Подъемы и спуски. Короткие подъ­емы на дорогах с хорошей видимо­стью и ровным покрытием при нали­чии удобного подъезда к ним преодоле­ваются с разгона. Крутые или затяж­ные подъемы необходимо преодоле­вать на низших передачах коробки передач (а на автомобилях, имеющих делитель.— и на низшей передаче де­лителя). Необходимо приобрести на­выки вождения автомобиля и авто­поезда, позволяющие заранее опре­делять необходимую передачу для преодоления подъема без последую­щего переключения на более низкую передачу.

На спусках следует выдерживать скорость движения в зависимости от состояния дороги, длины и крутизы спуска, а также видимости. Во избе­жание излишнего нагрева тормозных колодок и барабанов необходимо на спусках производить торможение ав­томобиля двигателем (включением низших передач в коробке), а на авто­мобилях с дизелем — и вспомогатель­ной тормозной системой. При этом следует помнить, что частота враще­ния коленчатого вала дизеля не долж­на превышать 2600 об/мин.

Важнейшим условием безопасного преодоления спуска является нали­чие воздуха в тормозной системе, по­этому категорически запрещаются выключение двигателя на спусках и движение накатом.

Мокрые проселочные дороги. На глинистых и черноземных участках необходимо проявлять большую осто­рожность в выборе направления дви­жения, избегая бокового скольжения колес, приводящего в результате не­правильного вождения к складыва­нию автопоезда. Надо выбирать близ­кие к горизонтальным участки пути, пользоваться проложенной колеей, что предотвращает заносы автомобиля. При выходе из глубокой колеи нельзя долго удерживать рулевое колесо вы­вернутым до упора в одну сторону, так как в этом случае насос гидроуси­лителя работает на предохранитель­ный клапан. В результате этого обра­зуется замкнутая циркуляция масла, что приводит к разрушению насоса.

Движение на профилированной мок­рой дороге, имеющей крутой попе­речный профиль и глубокие придорож­ные кюветы, необходимо выполнять на малой скорости, стремясь удержи­вать автомобиль на гребне кювета и по возможности съезжать на обочи­ну, не имеющую крутого наклона. Для улучшения тяговых качеств ав­томобиля на скользких, мокрых и за­снеженных дорогах, а также для по­вышения проходимости в условиях бездорожья надо пользоваться меха­низмом блокировки межосевого диф­ференциала.

Песчаные участки и снежная це­лина. Во время движения автомобиля на тяжелых участках дороги нельзя допускать пробуксовки колес. Если это все же произошло, необходимо отъ­ехать назад для разгона автомобиля. Следует помнить, что автомобили ЗИЛ-133 уверенно преодолевают снег глубиной до 300 мм.

Движение при плохой видимости. С целью повышения безопасности дви­жения во время дождя, тумана, сне­гопада, по горным дорогам автомоби­ли оборудованы противотуманными фарами. Низкое расположение проти­вотуманных фар улучшает освещение дороги. Необходимо следить за пра­вильной регулировкой направления света фар — обязательно должна осве­щаться правая обочина дороги.

Движение с неработающим гидро­усилителем. В случае выхода из строя гидроусилителя вследствие повреж­дения насоса либо разрушения шланга или ремня, а также при буксировке автомобиля из-за остановки двигате­ля пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения неисправностей. Длитель­ная работа на автомобиле с нерабо­тающим гидроусилителем приводит к быстрому износу механизма рулевого управления или его поломке.

В случае разрушения шлангов (при отсутствии запасных) рекомендуется обеспечить работу гидронасоса «на себя», т. е. соединить между собой трубопроводы высокого и низкого давления, идущие от насоса, с обяза­тельным включением радиатора для охлаждения масла. Одновременно не­обходимо защитить механизм гидро­усилителя от слива остатков масла в нем и попадания в него грязи через впускное и возвратное отверстия для масла. Двигаться до устранения не­исправностей необходимо на малой скорости при работе двигателя с воз­можно малой частотой вращения ко­ленчатого вала. В случае нагрева мас­ла в бачке гидронасоса более чем на 100° С необходимо остановиться для охлаждения его.

Буксировка автомобиля. В случаях буксировки автомобиля ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ на расстояние более 100— 150 км с неработающим двигателем необходимо отсоединить карданный вал промежуточного моста во избежа­ние разрушения коробки передач из- за ухудшения смазывания ее деталей. При буксировке автомобилей с нера­ботающим двигателем необходимо под­ключить тормозную систему и потреби­тели его (пневмосигнал и стеклоочис­тители) к автомобилю-тягачу посред­ством шланга для накачки шин (из комплекта инструмента и принадлеж­ностей).

При буксировке автомобиля ЗИЛ- 133Г2 тягачом-буксировщиком с одно­проводной тормозной системой для подключения шланга необходимо: вывернуть пробку в одном из воз­душных баллонов на тягаче и ввер­нуть взамен ее переходной штуцер, имеющий коническую резьбу 3/8" с од­ной стороны и резьбу М16Х 1,5 с дру­гой;

к переходному штуцеру со сторо­ны метрической резьбы присоединить шланг для накачки шин;

присоединить второй конец шланга с накидной гайкой (резьба тоже М16Х X 1,5) к крану отбора воздуха на пер­вом воздушном баллоне буксируемого автомобиля.

Для подключения шланга при буксировке автомобиля ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ однотипным автомобилем шланг для накачки шин присоеди­няется к клапанам контрольных вы­водов обоих автомобилей.