Эпоха космического взлета
Кременчугский завод состоялся как автомобильный на рубеже двух эпох. Он вместе со страной вошел в эпоху научно-технического прогресса: страна штурмовала космос, а «КрАЗ» начал подниматься к высотам мирового автомобилестроения.
В истории предприятия начался новый, большой этап. Нужно было резко увеличить выпуск грузовиков. В ноябре 1960 года директором завода стал Иван Митрофанович Приходько, который ранее руководил Крюковским вагоностроительным заводом. Под руководством этого опытного организатора, эрудированного специалиста коллектив «КрАЗа» и взялся за нелегкую задачу.
Уже за первую половину 1961 года продукции было изготовлено вдвое больше, чем за аналогичный период предшествующего года. Одновременно с наращиванием выпуска автомобилей шла активная работа конструкторов. Одним из направлений этой работы была глубокая модернизации серийно выпускаемых моделей.
За короткий срок была улучшена подвеска задних мостов; систему электрооборудования с 12-вольтной перевели на 24-вольтную. И что немаловажно, были применены форсированные двигатели ЯАЗ-206И, мощность которых возросла со 165 до 180 л. с.
Модернизированным грузовикам были присвоены новые обозначения - с добавлением к номеру модели буквы «Б»: Свой вклад в выпуск грузовиков внесли и дети автозаводцев. Накануне 90-летия со дня рождения В.И. Ленина они организовали соревнование по сбору металлолома, чтобы изготовить к юбилею вождя 90 КрАЗов. Их почин поддержали пионеры Полтавской области, собрав 1615 т металла, из которого были собраны автомобили. 21 апреля 1960 г. машины были отправлены на автобазу треста «Ленруда» в Кривой Рог. КрАЗ-219Б, 221Б и 222Б. Их запустили в серию в 1963 году.
Двухтактные двигатели ЯАЗ-206, как, впрочем, и их американские прототипы, имели ряд недостатков: были привередливы к топливу и маслам, при низкой температуре плохо запускались и т. д. Назрела потребность в более совершенных двигателях и притом обладающих большей мощностью. Еще в 1958-1959 гг. в Ярославле спроектировали и изготовили совершенно новые дизели - ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Это были 4-тактные шести- и восьмицилиндровые У-образные двигатели мощностью от 160 до 215 л. с. Именно с появлением ЯМЗ-238 у кременчугских конструкторов появилась возможность создать новое, второе по счету поколение КрАЗов.
Опытный образец самосвала КрАЗ-256 с новым двигателем был выпущен во втором квартале 1960 года. Затем начались испытания.
Сначала они проводились на базе НАМИ - Научного автомобильного и моторного института в Москве. Однако основные экзамены машина сдавала в карьерах Криворожского железорудного бассейна. Условия для работы автомобилей там были очень тяжелыми, за год карьеры «съедали» любой автомобиль.
Но кременчугские грузовики выдержали испытания. В 1963 году самосвал КрАЗ-256 был запущен в серию.
Несколько позже начались испытания нового бортового грузовика - КрАЗ-257. Его серийное производство началось в 1965 году. А затем в серию пошел и новый седельный тягач КрАЗ-258. Обычно базовым бывает автомобиль с бортовой платформой, но у Кременчугского автозавода все получилось наоборот: начали с самосвала. И это было закономерно, ибо самосвалы вплоть до наших дней являются главной народнохозяйственной продукцией предприятия, и их выпускают значительно больше, чем других моделей КрАЗов.
Самосвал КрАЗ-256 с успехом экспонировался на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР и международных выставках. За разработку этой конструкции завод был награжден на ВДНХ СССР Дипломом второй степени, а группа работников предприятия получила серебряные и бронзовые медали.
Однако предела совершенству, как известно, не бывает. И в июле 1966 года в серийное производство пошли усовершенствованные самосвалы КрАЗ-25бБ. Вместо двигателя ЯМЗ-238А в 215 л.с., на них стоял более мощный агрегат - ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. Грузоподъемность машины увеличилась с 10 до 12 т, а пробег до первого капитального ремонта - с 75 до 125 тыс. км.
Спустя два месяца начался выпуск и обновленного седельного тягача КрАЗ-258Б, который пришел на смену предшественнику КрАЗ-258. В течение 1960-1965 гг. на заводе шла большая стройка. Были введены в эксплуатацию механосборочный корпус, инструментальный цех, цех кабин, экспериментальный цех и другие объекты. Шло техническое перевооружение «КрАЗа». Появилось новое оборудование - для механической и термической обработки, холодной штамповки и сварки, литья и гальванопокрытий. Встали в строй окрасочный комплекс, сборочные и транспортные конвейеры. 16 апреля 1963 года был изготовлен 25-тысячный автомобиль КрАЗ. Его собирала смена мастера Л. М. Пащенко, которая четыре года назад собрала самую первую кременчугскую машину. А уже в октябре 1965 года с конвейера сошел 50-тысячный автомобиль. На торжественной церемонии паспорт и ключи от юбилейного КрАЗ-256 были вручены водителю Ингулецкого горно-обогатительного комбината Александру Пляшко. В ответном слове он сказал:
«Дорогие заводчане, я когда-то получал 25-тысячный самосвал. Без капитального ремонта он прошел 130 тыс. км, вывозя руду из карьера. Сегодня я получаю 50-тысячный автомобиль. Обязуюсь наездить на нем без капитального ремонта не менее 150 тыс. км. Большое, сердечное вам спасибо». 22 октября 1967 года завод стал победителем социалистического соревнования и в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции был награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Большую работупо распространению передового опыта и развитию социалистического соревнования проводил завком профсоюза во главе с Николаем Иосифовичем Смельским.
Одними из первых в УССР кразовцы начали проводить соревнования за Украинский час.
Введение Украинского часа позволило предприятию значительно повысить эффективность труда. Особенно отличились то- Ч карь С. Н. Зайченко, электрообмотчица Л.Т. Пшенична,..
Автозаводчанка Людмила Тимофеевна Пшеничная более 20 лет возглавляла бригаду электрообмотчиков энергосилового цеха.
За достижение высочайших показателей в работе она была удостоена высокой правительственной награды - ордена Ленина. Она стала за всю историю завода единственной женщиной - депутатом
Верховного Совета СССР двух созывов. Самоотверженный труд работников по реконструкции предприятия, освоению и выпуску тяжелых грузовиков был высоко оценен государством. Токарь с «золотыми руками», новатор производства, скромный, душевно щедрый человек Сергей Никонович Зайченко стал первым из автозаводцев, кому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1966 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Его отличала небывалая работоспособность, тяга к знаниям, добросовестность в труде.
Высокими наградами были отмечены и другие автозаводцы. 22 августа 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 87 работников завода за освоение и вы- пуск большегрузных автомобилей и реконструкцию предприятия были награждены орденами и медалями СССР.
В эти годы было распространено социалистическое соревнование за высокое качество. Токарю С.Н. Зайченко, учитывая его безупречное отношение к работе, добросовестный труд, высокое мастерство и профессионализм, было разрешено сдавать свою продукцию минуя ОТК.
27 марта 1968 года Приказом Министра автомобильной промышленности СССР автозаводу присвоено звание «Имени 50-летия Советской Украины».
Достижения кременчугских автомобилестроителей были столь масштабными, что побывавший на заводе в 1979 году летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов, первый в мире человек, вышедший в открытый космос, осматривая автозавод и автомобили, сказал: “Без этих могучих машин, выпускающихся на таком замечательном заводе, вряд ли можно было бы с уверенностью говорить о наших успехах в космосе”. Свои теплые чувства к автозаводцам и КрАЗам Алексей Леонов сохранил на всю жизнь. Осматривая машины на выставке в Национальном выставочном центре Российской Федерации в Москве в 2002 году, он был искренне рад возрождению предприятия и современному облику КрАЗов.
В словах выдающегося исследователя космоса был заложен глубокий смысл. Ведь КрАЗы были основными автомобилями на всех больших и великих стройках СССР в 60-80-х годах.
Всесоюзные стройки “Казахстанская магнитка”, Усть-Илимская ГЭС, Саянская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль (БАМ), космодром Байконур и многие другие масштабные объекты возводились с помощью кременчугских грузовиков.
Столь массовое применение КрАЗов на стройках страны не случайно: вряд ли в то время нашелся бы другой автомобиль, который по своей прочности, грузоподъемности, надежности, выносливости и неприхотливости в работе мог соперничать на равных с КрАЗом. Очень важным направлением деятельности конструкторов Кременчугского автозавода была работа над автомобилями, предназначенными для суровых условий Севера.
Начиная с 1965 года, на заводе трудились над арктическим вариантом самосвала.
В техническом задании на проектирование было такое условие: машина должна надежно работать при температуре до минус 60 градусов и высокой относительной влажности воздуха. Такой самосвал, получивший обозначение КрАЗ-256БС, был создан. Вслед за ним появились и северный лесовоз КрАЗ-255ЛС и бортовой КрАЗ-255БС.
Чем же отличался автомобиль КрАЗ в северном исполнении? Прежде всего, была доработана кабина. Боковины, двери и пол ее утеплили пенопластом, гофрированным картоном, автобитумом и другими материалами. Все стекла были двойные, между ними закладывался трубчатый элемент. В дальнейшем ветровые стекла автомобиля оборудовались электрообогревом. Кабину оснащали высокоэффективным отопителем. В 2001 году в лесу под Дрезденом (Германия) членами клуба «Ретро» был обнаружен КрАЗ-258, оставленный одной из воинских частей Советской Армии и простоявший в лесу 9 лет. Через его раму уже проросли деревья.
Попытки вытащить автомобиль трактором привели к тому, что трактор сломался. Тогда на грузовике заменили шины, провели необходимую подготовку и, залив в бак топливо, рискнули запустить мотор КрАЗ завелся и выехал своим ходом к щите аккумуляторных батарей. Ящик для них был утеплен пенопластом, а его днище обогревалось отработанными газами двигателя. Таким же путем получал тепло и топливный бак. Кстати, он обеспечивал больший, чем на других моделях КрАЗов, запас хода - до 550 км, что так важно в дальних северных рейсах, в отрыве от заправок и баз снабжения. Температура воздуха, при которой эксплуатировались самосвалы КрАЗ-256БС за Полярным Кругом, в Норильске на горнообогатительном комбинате и Якутии на разработке алмазных копей, достигала минус 58-60 градусов по Цельсию.
Поэтому на машине имелся предпусковой жидкостный шашото подогреватель ПЖД- 44МБ9, тепловой производительностью 32 тыс. ккал. Кроме того, машина оснащалась приспособлением «стартпилот», которое при запуске впрыскивало в цилиндры специальную легковосплаеняющуюся жидкость «Арктика». И, наконец, на машину устанавливали дополнительный бачок объемом 45 литров, который заполнялся керосином и предназначался для первоначального запуска двигателя при экстремально низких температурах. Тем не менее, завести двигатель при минус 45 градусах и ниже было большой проблемой, а потому в реальных северных условиях двигатели ЯМЗ на КрАЗах старались не глушить, и они работали по 8-10 месяцев в году практически без остановки, благо топливо в те годы было дешевым.
22 января 1971 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР Кременчугский автомобильный завод за досрочное выполнение заданий восьмой пятилетки и успешное освоение производства новых грузовых автомобилей для народного хозяйства был награжден орденом Ленина.
Были отмечены и 147 работников завода, а слесарю механосборочных работ Василию Афанасьевичу Кипеню и директору завода Ивану Митрофановичу
Приходько было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Сын легендарного директора «КрАЗа» И.М. Приходько - Владимир Иванович Приходько - начал свою трудовую биографию на «КрАЗе» в экспериментальном цехе.В дальнейшем автозаводская «закваска», опыт, приобретенный на автозаводе, позволили ему стать президентом концерна «Крюковский вагоностроительный завод», того предприятия, откуда на «КрАЗ» пришел его отец. Председатель Правления, в последствии Председатель Наблюдательного совета
Кременчугского колесного завода пышгоши Геннадии Иванович Леготкин; его предшественник - первый директор этого известнейшего предприятия Владимир Федорович Билан; президент акционерного общества «Кредмаш» Николай Иванович Данилейко; генеральный директор Кременчугского автосборочного завода Николай Константинович Черныш - вот только некоторые из когорты руководителей крупных предприятий, стартовой площадкой для которых стал Кременчугский автомобильный завод.Кременчугский завод состоялся как автомобильный на рубеже двух эпох. Он вместе со страной вошел в эпоху научно-технического прогресса: страна штурмовала космос, а «КрАЗ» начал подниматься к высотам мирового автомобилестроения.
В истории предприятия начался новый, большой этап. Нужно было резко увеличить выпуск грузовиков. В ноябре 1960 года директором завода стал Иван Митрофанович Приходько, который ранее руководил Крюковским вагоностроительным заводом. Под руководством этого опытного организатора, эрудированного специалиста коллектив «КрАЗа» и взялся за нелегкую задачу.
Уже за первую половину 1961 года продукции было изготовлено вдвое больше, чем за аналогичный период предшествующего года. Одновременно с наращиванием выпуска автомобилей шла активная работа конструкторов. Одним из направлений этой работы была глубокая модернизации серийно выпускаемых моделей.
За короткий срок была улучшена подвеска задних мостов; систему электрооборудования с 12-вольтной перевели на 24-вольтную. И что немаловажно, были применены форсированные двигатели ЯАЗ-206И, мощность которых возросла со 165 до 180 л. с.
Модернизированным грузовикам были присвоены новые обозначения - с добавлением к номеру модели буквы «Б»: Свой вклад в выпуск грузовиков внесли и дети автозаводцев. Накануне 90-летия со дня рождения В.И. Ленина они организовали соревнование по сбору металлолома, чтобы изготовить к юбилею вождя 90 КрАЗов. Их почин поддержали пионеры Полтавской области, собрав 1615 т металла, из которого были собраны автомобили. 21 апреля 1960 г. машины были отправлены на автобазу треста «Ленруда» в Кривой Рог. КрАЗ-219Б, 221Б и 222Б. Их запустили в серию в 1963 году.
Двухтактные двигатели ЯАЗ-206, как, впрочем, и их американские прототипы, имели ряд недостатков: были привередливы к топливу и маслам, при низкой температуре плохо запускались и т. д. Назрела потребность в более совершенных двигателях и притом обладающих большей мощностью. Еще в 1958-1959 гг. в Ярославле спроектировали и изготовили совершенно новые дизели - ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Это были 4-тактные шести- и восьмицилиндровые У-образные двигатели мощностью от 160 до 215 л. с. Именно с появлением ЯМЗ-238 у кременчугских конструкторов появилась возможность создать новое, второе по счету поколение КрАЗов.
Опытный образец самосвала КрАЗ-256 с новым двигателем был выпущен во втором квартале 1960 года. Затем начались испытания.
Сначала они проводились на базе НАМИ - Научного автомобильного и моторного института в Москве. Однако основные экзамены машина сдавала в карьерах Криворожского железорудного бассейна. Условия для работы автомобилей там были очень тяжелыми, за год карьеры «съедали» любой автомобиль.
Но кременчугские грузовики выдержали испытания. В 1963 году самосвал КрАЗ-256 был запущен в серию.
Несколько позже начались испытания нового бортового грузовика - КрАЗ-257. Его серийное производство началось в 1965 году. А затем в серию пошел и новый седельный тягач КрАЗ-258. Обычно базовым бывает автомобиль с бортовой платформой, но у Кременчугского автозавода все получилось наоборот: начали с самосвала. И это было закономерно, ибо самосвалы вплоть до наших дней являются главной народнохозяйственной продукцией предприятия, и их выпускают значительно больше, чем других моделей КрАЗов.
Самосвал КрАЗ-256 с успехом экспонировался на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР и международных выставках. За разработку этой конструкции завод был награжден на ВДНХ СССР Дипломом второй степени, а группа работников предприятия получила серебряные и бронзовые медали.
Однако предела совершенству, как известно, не бывает. И в июле 1966 года в серийное производство пошли усовершенствованные самосвалы КрАЗ-25бБ. Вместо двигателя ЯМЗ-238А в 215 л.с., на них стоял более мощный агрегат - ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. Грузоподъемность машины увеличилась с 10 до 12 т, а пробег до первого капитального ремонта - с 75 до 125 тыс. км.
Спустя два месяца начался выпуск и обновленного седельного тягача КрАЗ-258Б, который пришел на смену предшественнику КрАЗ-258. В течение 1960-1965 гг. на заводе шла большая стройка. Были введены в эксплуатацию механосборочный корпус, инструментальный цех, цех кабин, экспериментальный цех и другие объекты. Шло техническое перевооружение «КрАЗа». Появилось новое оборудование - для механической и термической обработки, холодной штамповки и сварки, литья и гальванопокрытий. Встали в строй окрасочный комплекс, сборочные и транспортные конвейеры. 16 апреля 1963 года был изготовлен 25-тысячный автомобиль КрАЗ. Его собирала смена мастера Л. М. Пащенко, которая четыре года назад собрала самую первую кременчугскую машину. А уже в октябре 1965 года с конвейера сошел 50-тысячный автомобиль. На торжественной церемонии паспорт и ключи от юбилейного КрАЗ-256 были вручены водителю Ингулецкого горно-обогатительного комбината Александру Пляшко. В ответном слове он сказал:
«Дорогие заводчане, я когда-то получал 25-тысячный самосвал. Без капитального ремонта он прошел 130 тыс. км, вывозя руду из карьера. Сегодня я получаю 50-тысячный автомобиль. Обязуюсь наездить на нем без капитального ремонта не менее 150 тыс. км. Большое, сердечное вам спасибо». 22 октября 1967 года завод стал победителем социалистического соревнования и в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции был награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Большую работупо распространению передового опыта и развитию социалистического соревнования проводил завком профсоюза во главе с Николаем Иосифовичем Смельским.
Одними из первых в УССР кразовцы начали проводить соревнования за Украинский час.
Введение Украинского часа позволило предприятию значительно повысить эффективность труда. Особенно отличились то- Ч карь С. Н. Зайченко, электрообмотчица Л.Т. Пшенична,..
Автозаводчанка Людмила Тимофеевна Пшеничная более 20 лет возглавляла бригаду электрообмотчиков энергосилового цеха.
За достижение высочайших показателей в работе она была удостоена высокой правительственной награды - ордена Ленина. Она стала за всю историю завода единственной женщиной - депутатом
Верховного Совета СССР двух созывов. Самоотверженный труд работников по реконструкции предприятия, освоению и выпуску тяжелых грузовиков был высоко оценен государством. Токарь с «золотыми руками», новатор производства, скромный, душевно щедрый человек Сергей Никонович Зайченко стал первым из автозаводцев, кому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1966 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Его отличала небывалая работоспособность, тяга к знаниям, добросовестность в труде.
Высокими наградами были отмечены и другие автозаводцы. 22 августа 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 87 работников завода за освоение и вы- пуск большегрузных автомобилей и реконструкцию предприятия были награждены орденами и медалями СССР.
В эти годы было распространено социалистическое соревнование за высокое качество. Токарю С.Н. Зайченко, учитывая его безупречное отношение к работе, добросовестный труд, высокое мастерство и профессионализм, было разрешено сдавать свою продукцию минуя ОТК.
27 марта 1968 года Приказом Министра автомобильной промышленности СССР автозаводу присвоено звание «Имени 50-летия Советской Украины».
Достижения кременчугских автомобилестроителей были столь масштабными, что побывавший на заводе в 1979 году летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов, первый в мире человек, вышедший в открытый космос, осматривая автозавод и автомобили, сказал: “Без этих могучих машин, выпускающихся на таком замечательном заводе, вряд ли можно было бы с уверенностью говорить о наших успехах в космосе”. Свои теплые чувства к автозаводцам и КрАЗам Алексей Леонов сохранил на всю жизнь. Осматривая машины на выставке в Национальном выставочном центре Российской Федерации в Москве в 2002 году, он был искренне рад возрождению
предприятия и современному облику КрАЗов.
В словах выдающегося исследователя космоса был заложен глубокий смысл. Ведь КрАЗы были основными автомобилями на всех больших и великих стройках СССР в 60-80-х годах.
Всесоюзные стройки “Казахстанская магнитка”, Усть-Илимская ГЭС, Саянская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль (БАМ), космодром Байконур и многие другие масштабные объекты возводились с помощью кременчугских грузовиков.
Столь массовое применение КрАЗов на стройках страны не случайно: вряд ли в то время нашелся бы другой автомобиль, который по своей прочности, грузоподъемности, надежности, выносливости и неприхотливости в работе мог соперничать на равных с КрАЗом. Очень важным направлением деятельности конструкторов
Кременчугского автозавода была работа над автомобилями, предназначенными для суровых условий Севера.
Начиная с 1965 года, на заводе трудились над арктическим вариантом самосвала.
В техническом задании на проектирование было такое условие: машина должна надежно работать при температуре до минус 60 градусов и высокой относительной влажности воздуха. Такой самосвал, получивший обозначение КрАЗ-256БС, был создан. Вслед за ним появились и северный лесовоз КрАЗ-255ЛС и бортовой КрАЗ-255БС.
Чем же отличался автомобиль КрАЗ в северном исполнении? Прежде всего, была доработана кабина. Боковины, двери и пол ее утеплили пенопластом, гофрированным картоном, автобитумом и другими материалами. Все стекла были двойные, между ними закладывался трубчатый элемент. В дальнейшем ветровые стекла автомобиля оборудовались электрообогревом. Кабину оснащали высокоэффективным отопителем.
Позаботились в 2001 году в лесу под Дрезденом (Германия) членами клуба «Ретро» был обнаружен КрАЗ-258, оставленный одной из воинских частей
Советской Армии и простоявший в лесу 9 лет. Через его раму уже проросли деревья.
Попытки вытащить автомобиль трактором привели к тому, что трактор сломался. Тогда на грузовике заменили шины, провели необходимую подготовку и, залив в бак топливо, рискнули запустить мотор. КрАЗ завелся и выехал своим ходом в щите аккумуляторных батарей. Ящик для них был утеплен пенопластом, а его днище обогревалось отработанными газами двигателя. Таким же путем получал тепло и топливный бак.
Кстати, он обеспечивал больший, чем на других моделях КрАЗов, запас хода - до 550 км, что так важно в дальних северных рейсах, в отрыве от заправок и баз снабжения. Температура воздуха, при которой эксплуатировались самосвалы КрАЗ-256БС за
Полярным Кругом, в Норильске на горнообогатительном комбинате и Якутии на разработке алмазных копей, достигала минус 58-60 градусов по Цельсию.
Поэтому на машине имелся предпусковой жидкостный подогреватель ПЖД-44МБ9, тепловой про- изводительностью 32 тыс. ккал. Кроме того, машина оснащалась приспособлением «старт-пилот», которое при запуске впрыскивало в цилиндры специальную легковоспламеняющуюся жидкость «Арктика». И, наконец, на машину устанавливали дополнительный бачок объемом 45 литров, который заполнялся керосином и предназначался для первоначального запуска двигателя при экстремально низких температурах. Тем не менее, завести двигатель при минус 45 градусах и ниже было большой проблемой, а потому в реальных северных условиях двигатели ЯМЗ на КрАЗах старались не глушить, и они работали по 8-10 месяцев в году практически без остановки, благо топливо в те годы было дешевым.
22 января 1971 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР Кременчугский автомобильный завод за досрочное выполнение заданий восьмой пятилетки и успешное освоение производства новых грузовых автомобилей для народного хозяйства был награжден орденом Ленина.
Были отмечены и 147 работников завода, а слесарю механосборочных работ Василию Афанасьевичу Кипеню и директору завода Ивану Митрофановичу
Приходько было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Сын легендарного директора «КрАЗа» И.М. Приходько - Владимир Иванович Приходько - начал свою трудовую биографию на «КрАЗе» в экспериментальном цехе.В дальнейшем автозаводская «закваска», опыт, приобретенный на автозаводе, позволили ему стать президентом концерна «Крюковский вагоностроительный завод», того предприятия, откуда на «КрАЗ» пришел его отец. Председатель Правления, в последствии Председатель
Наблюдательного совета Кременчугского колесного завода Геннадии Иванович Леготкин; его предшественник - первый директор этого известнейшего предприятия Владимир Федорович Билан; президент акционерного общества «Кредмаш» Николай Иванович Данилейко; генеральный директор Кременчугского автосборочного завода Николай Константинович Черныш - вот только некоторые из когорты руководителей крупных предприятий, стартовой площадкой для которых стал Кременчугский автомобильный завод.