Огнеборцы
В рядах автомобилей цвета пламени - машин, предназначенных для борьбы с пожарами, несли и несут службу КрАЗы.
В начале 60-х гг. в Советском Союзе наладили выпуск оригинальных пожарных машин, не имеющих аналогов в мире.
Идея заключалась в том, чтобы борьбу с пожарами на особо пожароопасных объектах (нефтяных и газовых скважинах, хранилищах нефтегазопродуктов, трубопроводах и т.д.) вести при помощи установленных на автомобильных шасси... авиационных турбореактивных двигателей. В поток горячих газов, выходящих из сопла, впрыскивалась вода, и эта мощнейшая струя эффективно сбивала пламя. Подвеска колес при работе двигателя блокировалась. Такие машины получили название АГВТ (автомобиль газоводяного тушения).
В качестве базы для АГВТ было выбрано шасси КрАЗ-214, затем и КрАЗ-255. Интересно, что в Украине были построены совершенно уникальные образцы такой техники - своего рода «двустволки», имеющие не один, а два, расположенных в ряд, турбореактивных двигателя.
В 1965 г., в связи с развитием высотного строительства, возникалость в пожарных автолестницах увеличенной длины. Для этих машин необходимы были шасси, обладающие большой прочностью и грузоподъемностью. Из отечественных производителей таким требованиям отвечали только автомобили КрАЗ Мощное шасси КрАЗ-257 использовали для 45-метровой пожарной лестницы, в те годы самой длинной в СССР. Она могла работать на пожарах в зданиях высотой до 16 этажей. Приводы лестницы: подъем-опускание, ее выдвижение и сдвигание, повороты в обе стороны - были гидравлическими.
Выдвижение опор также осуществляла гидравлика.
Таких лестниц было изготовлено несколько экземпляров.
Модель получила обозначение АЛ-45(257)-ПМ-109.
Лестница имела шесть основных колен и одно дополнительное.
В начале 70-х нашли применение и 30 метровые подъемники на шасси КрАЗ-257, которые во многом были унифицированы с автолестницей по целому ряду узлов: платформе, пульту управления и другим.
Еще один пожарный богатырь появился в 1967 году.
Завод «Пожмашина» (г. Торжок, РСФСР) выпустил на базе шасси КрАЗ-257 пожарную автоцистерну АЦ-60, которая вмещала 10000 л воды и была самой большой автоцистерной такого типа в СССР.
Впечатлял ее мощный насос, имеющий производительность 60 л в секунду. К сожалению, поразным причинам АЦ-60 в серию не пошла.Заинтересовались кременчугскими шасси и зарубежные разработчики.
Английская фирма Simon на базе КрАЗ-250 создала пожарную автолестницу АЛ-46, которая до сегодняшнего времени эксплуатируется в Нижнем Новгороде.
Итальянской фирмой Cella по специальному заказу для Советского Союза были изготовлены высотные коленчатые подъемники на базе КрАЗ-250 с использованием дополнительной подкатной четвертой оси. В выдвинутом положении стрела достигала 50-метровой отметки.Позже, уже в 1993 г., на двухосном шасси КрАЗ-5133Р2 была изготовлена автоцистерна АЦ-40/4(5 133Р2)-268, которая имела семиместную кабину и удобные рабочие отсеки для различного пожарного оборудования. Запас воды в цистерне - 5300 литров.
Реальное количество типов пожарных спецнадстроек на базе КрАЗов не известно, поскольку практически во всех пожарных частях УВД и ведомственных пожарных отрядах кременчугские автомобили Всего на базе шасси КрАЗ было создано более 10 моделей пожарных машин несли на себе широкий набор пожарных спецнадстроек-гибридов, приспособленных к конкретным условиям.
«Пожарная» тема и далее присутствовала в разработках КрАЗа. Вот только некоторые образцы пожарных автомобилей на шасси КрАЗ, которые состояли на вооружении пожарной охраны МВД СССР, а в последствии - Министерства чрезвычайных ситуаций РФ, Украины и других стран СНГ, ведомственных пожарных отрядов.