В дальние края
Для любой автомобильной фирмы экспортные поставки - это всегда своего рода лакмусовая бумажка, свидетельство конкурентоспособности продукции, оптимального соотношения ее качества и цены.
За период 1961-1979 гг. экспортировано 48712 автомобилей КрАЗ, в том числе в Англию - 440, Афганистан - 1039, Болгарию - 4605, Венгрию - 1924, Вьетнам - 1234, ГДР - 5408, Египет - 1638, Индию - 1351, Ирак - 1036, Иран - 1459, Китай - 3347, Кубу - 4815, Монголию - 1217, ОАЭ - 1802, Польшу - 5879, Румынию - 1363, Сирию - 1335, Югославию - 2169.
Характерно, что кременчугские грузовики с самого начали стали пользоваться спросом за рубежом. Первые автомобили на экспорт были выпущены уже 30 апреля 1960 года. А вскоре, в июле, с конвейера сошел первый КрАЗ в тропическом исполнении - для стран с жарким и влажным климатом.
Автомобили экспортировались в Афганистан, Аргентину, Болгарию, Китай, Индию, Польшу, Чехословакию, Вьетнам.
Поставки автомобилей КрАЗ осуществлялись, главным образом, через внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» и другие государственные структуры.
При проведении в 1970 году сравнительных испытаний в Индии КрАЗ-255Б имел значительное преимущество перед своими соперниками. Дело в том, что для повышения проходимости водитель КрАЗа изменял давление в шинах с помощью централизованной системы регулирования внутреннего давления, расположенной в кабине.
Другим участникам испытаний приходилось останавливать автомобиль и изменять давление в каждой шине вручную.
И везде, независимо от климатических условий и характера выполняемых работ, отзывы о КрАЗах были самые положительные. Все потребители в один голос отмечали феноменальную надежность и прочность этих грузовиков.
Абдул Латиф Яфи - начальник строительства участка автомагистрали, огибающей Дамаск с севера, рассказывал: «Сирийские рабочие особенно выделяют КрАЗы.Эти машины обладают достаточной мощностью, очень долговечны и неприхотливы. Я сам был свидетелем удивительного случая, который произошел на строительстве железной дороги Тартус - Латакия. По вине сирийского водителя КрАЗ свалился в реку с высоты эдак метра три.
У водителя - ни единой царапины. Машину «выудили», вставили ключ зажигания.
КрАЗ завелся и поехал как ни в чем не бывало! Такие замечательные машины у нас работают с 1971 года». Интерес к КрАЗам проявляли и в западноевропейских государствах. В 1979 году импортер советских автомобилей в Великобритании компания “ЮмоПлант» закупила партию самосвалов КрАЗ-25бБ.
К «Юмо Плант» обращались многие крупные английские компании, получившие подряды на строительство дорог. Так, например, строительная фирма «Даусэт» приобрела более сорока автомобилей КрАЗ и стала одним из крупнейших владельцев автомобилей этой марки в Англии.
Впрочем, строительством дорог дело не ограничивалось: КрАЗы использовались на Британских островах для самых разпвжтшоЬНе.т нообразных работ. Так, фирма «Митчел» применяла кременчугские автомобили и на строительстве электростанций, и на открытых угольных разработках, и на сооружении портов. Весь ее парк, 25 машин, состоял исключительно из самосвалов КрАЗ-25бБ.
КрАЗы, закупленные через «Юмо Плант» по линии «Атоэкспорт», поставлялись за рубеж под названием БелАЗ, так как эта торговая марка в то время была более известной.
В Восточной Германии, в открытых карьерах общества «Висмут», работало несколько сот самосвалов КрАЗ-222.Условия эксплуатации были особо сложными. Глубина карьеров достигала 100 метров, и машинам приходилось преодолевать затяжной подъем. В автомобити, как правило, грузили на тонну - две больше допустимой нормы. При этом работа велась круглосуточно. Но кременчугские самосвалы не подводили.
Использовались в Германии не только самосвалы, но и шасси КрАЗ как база для разпичной специальной техники. Вот мнение Юргена Кастера - представителя известной немецкой компании «Штеттер», которая занималась выпуском различной строительной техники: «Мы монтируем надстройки на советских шасси с 1974 года. Первый опыт совмещения бетоносмеси-теля «Штеттер» и советского автомобиля был приобретен в Венгрии. Наиболее подходящая база для таких надстроек - это автомобили КрАЗ.
Некоторые специальные автомобили, созданные на этом шасси, безупречно работают с 1976 года». Немецкая фирма «Brauerei Dingsleben» в г. Дингслебен (президент Метцлер Улрих) переоборудовала седельные тягачи КрАЗ-258 и использует их до сих пор для перевозки пива по дорогам Европы.
В Аргентине на строительстве плотин, добыче нефти и газа КрАЗы отлично зарекомендовали себя. Заведующий отделом импорта автомобилей «МАТИМПОРТ С.А.» акционерного общества, специализировавшегося на торговле с советскими внешнеторговыми объединениями, Хуан Карлос Пекеров дал такую оценку автомобильной технике «КрАЗ»: «В карьерах, на стройках и в промышленности эксплуатируется свыше 1,5 тыс. самосвалов, тягачей, трейлеров, автопоездов советского производства.
В их числе автомобили КрАЗ, МАЗ, Урал, ЗИЛ, КамАЗ, БелАЗ. Какие самые популярные? Безусловно, КрАЗы.
Эти автомобили составляют половину общего числа советских грузовиков в Аргентине.
Все модификации этого надежного автомобиля широко используются для транспортировки грузов в нефтедобывающей промышленности».
Добавим, что мощные, выносливые и неприхотливые КрАЗы были достойно оценены и в армиях многих стран мира. Они поступали в вооруженные силы таких государств как Вьетнам, Кампучия и Китай, Бирма и Индия,Египет и Йемен и др., участвовали в войнах и военных конфликтах.
Следует отметить, что «золотой век» экспортных поставок КрАЗов во многом был связан с политикой, которую проводил Советский Союз через внешнеэкономическую деятельность, где цена автомобиля не была решающим фактором. Тем не менее, не будет преувеличением сказать, что марка «КрАЗ» - бренд всемирный.