Тема «Открытие»
В середине 70-х годов в военных кругах СССР вызрела идея: перевести некоторые виды вооружения Советской Армии с гусениц на колеса. Это уменьшило бы стоимость шасси в 3-4 раза при сохранении основных характеристик изделия в целом. В итоге Кременчугскому автозаводу было поручено разработать семейство армейских автомобилей под кодовым название «Открытие».
В состав этого семейства должны были войти автомобили колесной формулы 6x6, 8x8 и автопоезда с активным полуприцепом 10x10.
Предусматривалось создание бортовых автомобилей и их шасси под установку различных армейских надстроек, а также седельных тягачей.
С автомобилями 6x6 и 10x10 особых проблем не было: требовалось лишь модернизировать серийные модели КрАЗ-260 и КрАЗ-260Д, установив на них более мощные дизели. А вот машины 8x8 управлению главного конструктора пришлось разрабатывать практически с нуля. Сначала были проведены предпроектные работы с созданием двух макетных образцов автомобиля 8x8, имевших различные схемы рулевого управления.
Ведущим инженером-конструктором по теме «Открытие» был назначен Владислав Константинович Левский. Начальнику отдела кузовных бюро и кабин Игорю Николаевичу Румшевичу была поручена доработка серийных кабин КрАЗ-260 под установку их на макетные образцы.
В названии автомобиля КрАЗ-ЧР-3120 буквы ЧР расшифровывались как «чертеж разовый». Цифра 3120 обозначала порядковый номер чертежа. Подобная система применялась в У ГК при разработке макетных образцов новых автомобилей.
В 1982 году экспериментальный цех завода изготовил два опытных автомобиля 8x8: КрАЗ-ЧР-3130 с управляемыми двумя передними ведущими мостами и КрАЗ-ЧР-3120 с шарнирно-сочлененной рамой.
На автомобиле КрАЗ-ЧР-3120 силовая и грузовая секции соединялись при помощи мощного вертикального разнесенного шарнира. Поворот передней секции рамы относительно задней обеспечивали силовые гидроцилиндры. Угол поворота секций между собой составлял 40°. Машина была оборудована дизелем ЯМЗ-8421 мощностью 360 л.с. и новой десятиступенчатой коробкой передач ЯМЗ-201.
В автомобиле КрАЗ-ЧР-3130 (8x8) были применены практически все узлы машины КрАЗ-260, кроме второго управляемого ведущего моста. Он был проходного типа, и крутящий момент через него передавался от раздаточной коробки на первый управляемый мост.
Двигатель ЯМЗ-8421 располагался позади кабины и частично входил в нее. Сама кабина, заимствованная у КрАЗ-260, была неопрокидываемой. Тентованную платформу от КрАЗ-260 удлинили.
Рулевое управление автомобиля ЧР-3120 внутри кабины было оригинальным: усилие поворота от «баранки» через угловой редуктор и рулевой механизм передавалось на золотниковый распределитель.
Именно этот распределитель являлся изюминкой автомобиля. Он обеспечивал гибкую связь между рулевым колесом водителя и гидроцилиндрами поворота рамы.
Компоновочная схема автомобиля КрАЗ-ЧР-3120 основывалась на шарнирно-сочлененной раме, которая делилась на две секции: силовую, включающую кабину и силовую установку, и грузовую. Между собой они соединялись при помощи мощного вертикального шарнира. Поворот передней секции относительно задней осуществлялся с помощью силовых гидроцилиндров, управляемых через золотниковое устройство системы тяг и рулевого механизма. Эго были поисковые работы автозавода но ТТЗ заказчика, которые предваряли начало тез!ы «Открытие»
Отсутствие управляемых ведущих мостов позволяло использовать на передней секции заднюю балансирную тележку КрАЗ-260.
Для обеспечения привода передних мостов была предложена оригинальная установка двигателя. Он располагался задом наперед. Коробка передач находилась под кабиной в туннеле. Далее размещалась оригинальная раздаточная коробка, от которой и осуществлялся привод на передние мосты тележки. А привод мостов задней секции осуществлялся вторым карданным валом, через обходной редуктор, расположенный в районе шарнира секции.
В процессе испытаний вместо шин 1300x530-533 все четыре моста автомобиля были переобуты: применили арочные шины Я-186. При наружном диаметре 1300 мм ширина арочной шины составляла 750 мм, а серийной - только 530 мм. Испытания автомобиля на танковом полигоне МО СССР в Подмосковье показали его исключительную проходимость.
Переднюю, силовую секцию можно было стыковать различными задними, грузовыми секциями. В 1983 году для ЧР-3120 была разработана и изготовлена новая задняя секция, которая имела монтажную длину рамы 10 м вместо 6 м, при этом грузоподъемность автомобиля возросла с 16 до 18 т. Новая модель автомобиля получила обозначение ЧР-3120.02. Этот автомобиль соответствовал требованиям к активному автопоезду 10x10 и полностью его заменял.
Таким образом, шарнирно-сочлененный автомобиль ЧР-3120, имея различные грузовые секции, мог заменить любой автомобиль семейства автомобилей «Открытие»: 6x6, 8x8, 10x10 и даже 12x12. Но этот специальный автомобиль не вписывался в общий типаж автомобилей КрАЗ, где обязательно должны были присутствовать автомобили колесной формулы 6x4 - основная продукция завода. Кроме того, он по своей длине проигрывал серийным автомобилям. При одинаковых надстройках на раме (бортовая платформа, самосвальный кузов и т.д.) разница в габаритной длине автомобиля составляла 1,8-2,1 м. И, наконец, стоимость его производства была значительно выше.
Учитывая все это, завод «похоронил» тему «Шарнирно-сочлененный автомобиль КрАЗ», хотя заказчик и настаивал на продолжении этих разработок.