Автомобили КрАЗ сегодня
Временем существенного прорыва в создании новых моделей КрАЗов стали 2004-2005 гг.
Коллективу конструкторов, под руководством главного конструктора Михаила Борисовича Корсуна, в краткие сроки удалось модернизировать практически всю линейку автомобилей. Среди наиболее удачных конструкций этого периода КрАЗ-7133С4, КрАЗ-7140Н6, КрАЗ-6124Р4, КрАЗ-61ЗЗР4.
Значительное место в модернизации автомобилей заняла работа по повышению комфорта рабочего места водителя и безопасности автомобиля в целом. Был разработан целый ряд усовершенствований, предлагающихся покупателям автомобилей в виде опций, среди которых сидение водителя на пневмоподвеске, климатические системы и прочее.
Одна из новинок кременчугских конструкторов - автомобиль-шасси КрАЗ-7140Н6 колесной формулы 8x6 с повышенной грузоподъемностью 25,3 тонны, оснащенный модернизированным силовым агрегатом ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с. Модель отвечает требованиям Международных экологических стандартов Euro-2, коробка передач - с автоматическим демультипликатором.
Прямо с конвейера КрАЗ-7140Н6 отправился на MIMS’2004 в Москву - и сразу успех. Автомобиль занял третье место в номинации «Лучший внедорожный грузовик Мотор Шоу-2004». Эта модель призвана удовлетворить современные требования нефтяников и газовиков по грузоподъемности, проходимости и возможности размещения
новых специальных надстроек. Вообще созданию специальных и специализированных автомобилей сегодня на «АвтоКрАЗе» уделяют особое внимание.
Один из таких автомобилей - КрАЗ-6510ДМ (6x4). Он предназначен для обслуживания автодорог и их уборки, чистки, борьбы с гололедом.
Опыт создания комбинированных дорожных машин КДМ-15221 на шасси КрАЗ-6510, которые неплохо себя зарекомендовали, был приобретен в содружестве с заводом «Кредмаш» из Кременчуга. Но время идет вперед, понадобилась более универсальная и более адаптированная к современным методам очистки дорог машина. Им стал автомобиль, созданный совместно с известной немецкой фирмой «Schmidt».
Автомобиль имеет две точки отбора мощности под установку оборудования - бункера, разбрасывающего солевой раствор или песок, и снегоуборочного отвала.
В 2005 году украинское предприятие «Интервзрывпром» обратилось в УГК автозавода за помощью в создании специального шасси на базе автомобиля КрАЗ для перевозки эмульсионных взрывчатых смесей, используемых на разработке горных выработок. Шасси типа КрАЗ-63221 (6x6) и КрАЗ-7133Н4 (8x4) наиболее полно отвечали требованиям заказчика.
В развитых странах уже несколько десятилетий при буровзрывных работах не применяют тротил. Вместо него используют эмульсионные смеси, которые не чувствительны к ударам и трению, не горят, не загрязняют грунтовых вод и не выбрасывают в атмосферу токсичные газы.
В 2003 году на Киевском автосалоне дебютировала «вахтовка» - автомобиль для перевозки вахтовых бригад - на шасси 4x2. Затем к ней Шасси КрАЗ-63221-013 в сцепке со специальным прицепом предназначается для перевозки смесительного оборудования взрывоопасных эмульсий. Конструкция автомобильного шасси КрАЗ-7133Н4-112 позволила разместить весь комплекс смесительно-зарядного оборудования производства фирмы «Magnum» (США) на одиночном автомобиле добавились полноприводные машины - КрАЗ-5133КЕ (4x4) и КрАЗ-6133КЕ (6x6), оснащенные кузовами черкасского предприятия «Богдан-Спецавтотехника».
Правда, уже тогда высказывались сомнения, что эти «вахтовки» вряд ли могут быть востребованы. К тому времени на Уральском автозаводе уже полным ходом выпускались более дешевые и легкие машины подобного назначения...
Однако, вопреки пессимистическим прогнозам, вскоре на «КрАЗе» заказали несколько крупных партий «вахтовок», закупили на один из украинских горнообогатительных комбинатов (ГОКов).
Заинтересовались кременчугскими «вахтовками» и в России, Казахстане, Узбекистане, Грузии...
Одна из последних разработок - самосвал КрАЗ-65055-063 «Прораб» с колесной формулой 6x4. Грузоподъемность автомобиля увеличена с 18 до 20 т, а объем новой самосвальной платформы, оборудованной задним бортом, - с 12 до 16 кубометров. Понятно, что увеличение грузоподъемности потребовало усиления подвески задних мостов и карданных валов. И еще одно важное изменение в трансмиссии: введена промежуточная опора карданной передачи, представляющая собой двухступенчатый редуктор с передаточным отношением 1:2,28. Это позволило повысить тягово-динамические свойства автомобиля при неизменной мощности двигателя 330 л. с.
Нельзя не упомянуть и принципиально новый электронный спидометр, который был впервые установлен на этом автомобиле.
Для большей привлекательности и лучшей узнаваемости моделей КрАЗ в 2006 г. традиционные цифровые индексы были дополнены именами собственными. В отличие от красивых броских названий, которые используют другие фирмы, КрАЗы получили имена, указывающие на сферу наиболее эффективного применения этой техники.
Самосвалу КрАЗ-6510-030 присвоено имя «ГОРНЯК», модифицированному КрАЗ-65055 с 16-кубовой платформой - «ПРОРАБ», самосвалу КрАЗ-7133C4-030 - «БРИГАДИР»,
автомобилю КрАЗ-6510 с оборудованием фирмы для обслуживания и содержания дорог - «ДОРОЖНИК», самосвалу с трехсторонней разгрузкой КрАЗ- 6424C4+A20LC2 - «ХЛЕБОРОБ», седельному тягачу КрАЗ-6443 - «ДОКЕР». Презентация имен собственных автомобилей КрАЗ произошла в Киеве на SIA’2006 Другой трехосный самосвал КрАЗ-6510 «Горняк» получил новое самосвальное оборудование от современного КрАЗ-65055. Увеличенная с 8 до 10,5 м3 платформа позволила повысить грузоподъемность автомобиля с 13,5 до 15 т, то есть использовать все незадействованные конструкторские ресурсы шасси серийного КрАЗ-6510.
В конструкцию платформы был введен задний борт и тент. Благодаря новой платформе центр тяжести автомобиля был понижен более чем на 200 мм.
Понижение центра тяжести позволило повысить устойчивость и управляемость автомобиля и соответственно увеличить его эксплуатационную скорость. Еще один самосвал - полноприводный КрАЗ-65033-051 может перевозить грузы как по дорогам с твердым покрытием, так и по бездорожью. 12-кубовая платформа рассчитана на 18 т, задняя подвеска усилена. Все колеса односкатные, с широкопрофильными шинами Michelin (16.00 R20), что позволяет уложиться в габарит по ширине в 2,5 м. Важная новация - система централизованной смазки Lincoln с программным управлением. Она подает консистентную смазку из центрального резервуара по пластиковым трубопроводам во все необходимые механизмы и узлы в нужном количестве и в нужное время.
Для перевозки объемных грузов создан новый самосвальный автопоезд грузоподъемностью 24 т. в составе самосвала КрАЗ-6424С4 (6x4), который имеет платформу с трехсторонней разгрузкой объемом 15,3 м3 и грузоподъемностью 12 т. и самосвальный полуприцеп оригинальной конструкции с разгрузкой на обе стороны - КрАЗ-А201С2. Объем платформы и грузоподъемность те же, что и у автомобиля.
На Международном автосалоне SIA2006 «АвтоКрАЗ» показал новинку - автомобиль с двигателем Евро-3 и автоматической коробкой передач.
Это был бортовой автомобиль КрАЗ-6135В6 колесной формулы 6x6. Автомобиль приспособлен для перевозки не только обычных грузов, но и морских контейнеров. Его кузов оборудован легкосъемными специальными приспособлениями для удобства такелажных работ. Грузоподъемность автомобиля - 15,5
На КрАЗ-6135В6 установлен силовой агрегат в составе 6-цилиндрового V-образного турбодизеля Deutz в 350 л. с. и автоматической 6-ступенчатой коробки передач Allison (США). Имеется блокировка межосевых и межколесных дифференциалов, в приводе тормозов используется антиблокировочная система ABS.
Видоизменилась панель приборов, на которой появился дисплей, информирующий о различных параметрах работы автомобиля и двигателя. Водительское сиденье - на пневмоподвеске, с трехточечным креплением ремней безопасности. Кабина оборудована кондиционером.
Полноприводный КрАЗ-6135В6 - первая ласточка в ряду новых грузовиков, которые полностью соответствуют мировому уровню.
Автомобиль КрАЗ-6140ТЕ - новинка 2006 года оснащенный силовой установкой повышенной мощности. Тягач оборудован новым двигателем ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с. В дальнейшем такие двигатели будут установлены на все четырехосные автомобили КрАЗ, а также трехосные модифицированные седельные тягачи КрАЗ-6443, КрАЗ-64431.
Для конструкторов завода грузовики, выпускаемые сегодня, - это уже пройденный этап, они работают над машинами завтрашнего дня.
Дальнейшее совершенствование модельного ряда идет по нескольким направлениям.
Одна из важнейших задач - это создание конструкции автомобиля с новой компоновочной схемой «кабина над двигателем».
Как говорилось ранее, «КрАЗ» имел большой опыт в создании автомобилей с такой компоновкой. Как правило, это были автомобили по заказу.
Министерства обороны и, к сожалению, все они без исключения так и не были поставлены на конвейер. Проблема осталась нерешенной. А серийно выпускаемые КрАЗы с капотной компоновкой не всегда могут на равных конкурировать с автомобилями-аналогами, имеющими компоновку «кабина над двигателем». Это, прежде всего, в таких отраслях народного хозяйства, как строительство (особенно городское) и коммунальное хозяйство.
Причина в том, что при одинаковой монтажной длине рамы автомобили с компоновкой «кабина за двигателем» имеют увеличенный радиус поворота как минимум на 1,5 м. У них худшая обзорность, к тому же на отдельных рынках существует традиция использования только безкапотных грузовиков.
Поэтому, с учетом опыта прошлых лет, начиная с 2006 года, в управлении главного конструктора начались активные работы по созданию новых перспективных автомобилей КрАЗ с компоновочной схемой «кабина над двигателем».
Разработка новой кабины ведется с использованием современных технологий, компьютерного проектирования. Именно в 2006 году УГК начало масштабную перестройку своих технологий на основе внедрения лучших мировых программных продукт. Перспективная каркасно-панельная кабина, создаваемая конструкторами «КрАЗа», предполагает трансформацию в любой из трех основных типов компоновок: «кабина над двигателем», «кабина перед двигателем», «кабина за двигателем».
Кабина - это только часть общего плана по созданию современной конструкции автомобиля КрАЗ, которым предусматривается применение рядного двигателя с уровнем экобезопасности не ниже Евро-3, новой коробки переключения передач, мостов, а также прочих агрегатов и систем автомобиля.
Разработка новой конструкции автомобилей ведется путем создания как собственных узлов, так и адаптации к автомобилю изделий производства известных автомобильных компаний.
Если говорить о силовых установках, то это двигатели таких ведущих мировых фирм, как «Cummins», «Volvo», «Deutz», коробки переключения передач ZF, ITON, Allison. Конечно же, планируется использование новых моделей двигателей ярославского производства ЯМЗ-7511, ЯМЗ-7512, в том числе и ярославской новинки - двигателей, изготовленных по лицензии французской фирмы «Renault» мощностью до 420 л.с.
К сожалению, незатихающий пожар конфликтов во многих странах привел к необходимости разработки автомобилей КрАЗ с локальным бронированием. Эти автомобили найдут применение не только в войсках, но и там, где требуется повышенная безопасность перемещения людей и грузов. Разрабатывается как скрытый, так и навесной вариант броневой защиты.
Перспективные КрАЗы, такими как их видят кременчугские конструкторы, к своей традиционной прочности, надежности, мощи, возможности работы в любых дорожных природно-климатических условиях добавят большую грузоподъемность, лучшую управляемость, высокий комфорт на рабочем месте водителя, лучшие эксплуатационные характеристики.
Конструкторы видят перспективу развития конструкции автомобиля КрАЗ и в создании автомобилей с новыми колесными формулами 8x8,10x8,10x10,12x8. Эти машины предназначены для размещения специального оборудования, в котором остро нуждается нефтегазовая и другие отрасли многих стран.
Не забыты двухосные КрАЗы колесной формулы 4x2 и 4x4. Ведется работа по широкому использованию их как шасси для коммунальных, пожарных и других специальных автомобилей.
Новые перспективы, открывающиеся перед заводом, дали толчок для разработки специальных спортивных автомобилей КрАЗ для участия в международных спортивных состязаниях, в частности ралли Париж - Дакар. Идут опытно-конструкторские работы, и кто знает, может быть, не за горами тот день, когда трудяга КрАЗ продемонстрирует свои «мускулы» на мировой спортивной арене.
Изучение опыта автомобилестроительных компаний, их практика показа автомобилей на международных выставках, а также необходимость ускорения процесса испытаний новых и серийно выпускаемых автомобилей, привело руководство предприятия к идеи создания на неиспользуемых площадях завода испытательно-демонстрационного полигона.
Эта мысль удачно совпала с задачами роста производства и расширением присутствия «КрАЗа» на рынках. Показ в работе автомобильной техники
«КрАЗ» многочисленным визитерам - военным, бизнесменам, политикам и др., которые стали частыми гостями автозавода, - важнейший шаг в решении этой задачи.
Проектные работы развернулись в начале 2006 года, и вскоре на основе самых современных требований был создан проект испытательно-демонстрационного комплекса, который удачно вписался в площадку на северной стороне предприятия.
Здесь располагался старый колесный цех, который не эксплуатировался очень долгое время и представлял собой полуразрушенное строение, как и целый
ряд складских помещений и других временных объектов вокруг него.
Согласно проекту, в состав испытательного полигона входят водный бассейн длиной 39 м для испытания автомобилей на преодоление брода (возможные глубины: 1,2 м и 1,5 м); песчаный участок (имитация пустыни), протяженностью 34 м, дороги с подъемами 7, 11 , 20 и 31 градус.
Предусмотрен ряд специальных препятствий, в том числе вертикальная стенка 0,6 м, завал высотой 0,4 м, состоящий из косо лежащих балок, бетонные надолбы, многоступенчатая горка высотой 0,8 м, горка из бетонных труб, косогор 20 градусов и др.
Предусмотрено строительство комплекса испытательных трасс для проведения испытаний тормозов, рулевого управления, подвески автомобиля, а также различных вспомогательных объектов.
Общая площадь полигона составляет 10600 квадратных метра.
Проект испытательного полигона создан специалистами проектного управления автозавода и реализуется силами ремонтно-строительного цеха под общим руководством заместителя технического директора по капитальному строительству Сергея Алексеевича Горяйнова, потомственного автозаводца - сына бывшего директора «КрАЗа» А.И. Горяинова.