Общие сведения об автомобилях МАЗ-500
Минский автомобильный завод, специализирующийся на выпуске автомобилей большой грузоподъемности, начиная с 1966 г., перешел на выпуск новых бортовых автомобилей МАЗ-500, автомобилей-самосвалов МАЗ-503, МАЗ-503Б и седельных тягачей МАЗ-504 взамен широко известных автомобилей МАЗ-200, МАЗ-205, МАЗ-200В и их модификаций.
Автомобили семейства МАЗ-200, несмотря на ряд положительных качеств, к концу 50-х годов стали уступать лучшим образцам грузовых автомобилей данного класса по таким важным показателям, как мощность двигателя, максимальная скорость, топливная экономичность, комфортабельность и внешний вид.
Семейство новых грузовых автомобилей типа МАЗ-500, разработанное на Минском автомобильном заводе, обладает высокими технико-экономическими показателями и отвечает
Рис. 1. Автомобиль МАЗ-500 требованиям, предъявляемым к современному грузовому автомобилю. Основными базовыми моделями нового семейства являются следующие:
1. Автомобиль МАЗ-500 (рис. 1), представляющий собой двухосный автомобиль с приводом на заднюю ось и бортовой платформой. Автомобиль предназначен для перевозки массовых, а также больших неделимых грузов. Грузоподъемность автомобиля я 7,5 т, наибольшая скорость 75 км/ч. Кроме того, он может дополнительно буксировать прицеп общим весом 12 т.
Рис. 2. Автомобили-самосвалы:
а — МАЗ-503; б—МАЗ-503Б
2. Автомобиль МАЗ-503 (рис. 2, а), представляющий собой 7-тонный двухосный автомобиль-самосвал с приводом на заднюю ось и опрокидывающейся назад металлической ковшевой платформой. Автомобили МАЗ-503 можно эффективно использовать в карьерах при работе с экскаваторами, имеющими емкость ковша 0,5—1,0 ж3, для разработки и перемещения грунта на расстояние свыше 1 км.
Рис. 3. Автомобиль-тягач МАЗ-504
Использование для загрузки автомобиля МАЗ-503 экскаваторов с ковшом емкостью свыше 1 м3 при разработке твердых грунтов или свыше 1,5 м3 при разработке мягких грунтов не рекомендуется. Модификацией автомобиля-самосвала МАЗ-503 является автомобиль-самосвал МАЗ-503Б (рис. 2, б), отличающийся от предыдущей модели наличием самосвальной платформы с задним бортом, который открывается и закрывается автоматически.
Автомобили-самосвалы предназначены для перевозки в основном сыпучих грузов.
3. Автомобиль МАЗ-504 (рис. 3), представляющий собой двухосный автомобиль-тягач с приводом на Заднюю ось и снабженный сцепным седельным устройством для транспортировки различных полуприцепов общим весом 17,5 т. Для работы с автомобилем МАЗ-504 Минский автомобильный завод выпускает полуприцеп МАЗ-5245. Автопоезд (рис. 4)' в составе автомобиля-тягача МАЗ-504 и полуприцепа МАЗ-5245 предназначен для междугородних и других перевозок различных народнохозяйственных грузов по дорогам с твердым покрытием.
Кроме названных модификаций автомобилей Минским автомобильным заводом разработан ряд моделей, предназначенных для различных климатических и эксплуатационных условий.
Шасси базовых автомобилей используются на специализированных предприятиях для установки автокранов, буровых установок, фургонов различного назначения и т. п.
Новые автомобили МАЗ выполнены по схеме «кабина над двигателем», что позволило значительно повысить грузоподъемность автомобиля вследствие его рациональной компоновки в пределах дорожных ограничений. Принятая для этих автомобилей компоновка (дала возможность уменьшить базу и общую длину автомобиля, а также увеличить грузовую платформу и грузоподъемность автомобиля.
Рис. 4. Автопоезд МАЗ-504-5245
Переднее расположение кабины обеспечивает хорошую обзорность дороги с мест,а водителя, улучшает внешний вид и маневренность автомобиля. .
Применение опрокидывающейся кабины позволило получить максимально возможный доступ ко всем системам и механизмам двигателя, что имеет важное значение при эксплуатации автомобиля.
Автомобили МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-503Б и МАЗ-504 имеют хорошие тягово-динамические качества, обусловленные высокой удельной мощностью, т. е. мощностью, приходящейся на 1 т полного веса автомобиля. Хорошие тяговые качества новых автомобилей обеспечивают высокую среднюю эксплуатационную скорость, что является важным фактором увеличения производительности.
Особое внимание в конструкции автомобилей семейства МАЗ-500 уделено облегчению управления, выполнению технического обслуживания, повышению комфортабельности и улучшению условий для работы водителя. На автомобилях МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-503Б и МАЗ-504 устанавливается четырехтактный шестицилиндровый У-образный дизель ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с.
Для облегчения выключения сцепления в конструкцию его привода введен пневматический усилитель, включенный параллельно с механическим приводом.
На автомобили устанавливается задний мост, состоящий лз центрального редуктора и колесных передач и обеспечивающий возможность получения различных передаточных чисел заднего моста в зависимости от типа применяемого автомобиля.
Это достигается путем установки сменны-х цилиндрических шестерен колесной передачи с разными числами зубьев при сохранении межцентрового расстояния между шестернями.
Принятая схемка конструкции заднего моста позволила вследствие применения колесных передач значительно разгрузить дифференциал и полуоси, уменьшить их размеры по сравнению с аналогичными деталями заднего моста автомобиля МАЗ-200 и получить вполне удовлетворительный дорожный зросвет. На автомобилях устанавливаются бездисковые колеса, сличающиеся более простым креплением и высокой долговечностью.
Рессоры автомобилей МАЗ-500 по сравнению с автомобилями МАЗ-200 имеют значительно большую длину и изготовлены из листов различной толщины, что в сочетании с современными телескопическими амортизаторами передней подвески значительно повышает комфортабельность .автомобиля. Это дает возможность увеличить скорость движения автомобиля и, кроме того, уменьшить утомляемость водителя.
Рулевое управление автомобиля МАЗ-500 нового типа дает возможность значительно уменьшить усилие на рулевом колесе, необходимое для поворота колес. Это достигается путем применения рулевого механизма с высоким к. п. д., гидравлического усилителя рулевого механизма и телескопической рулевой колонки с удобно расположенным рулевым колесом.
На новых автомобилях применена эффективная тормозная система, обеспечивающая надежное торможение автомобиля вследствие установки нового компрессора, имеющего большую производительность, тормозных камер увеличенного объема и уменьшения трения в колодочном механизме в результате введения опорных роликов.
Кабина ,автомобиля МАЗ-500 закрытая, трехместная, со спальным местом, представляет собой бескаркасную штампосварную обтекаемую конструкцию. Новая кабина выгодно отличается от кабины автомобиля МАЗ-200 и по технологичности. Она состоит из цельнометаллических штампованных панелей, соединенных с помощью точечной сварки. Кабина автомобиля МАЗ-500 имеет больший объем и лучшую комфортабельность, чем кабина автомобиля МАЗ-200. Кабина оборудована системой отопления и вентиляцией.
Отличительной особенностью подъемного механизма самосвала является высокое рабочее давление в гидросистеме (свыше 100 кГ/см2), что позволяет существенно снизить вес всех его узлов.
1 — передняя рессора: 2 — амортизатор; 3 — двигатель; 4— фильтр предварительный очистки масла; 5 — гидроусилитель: 6—масляный радиатор; 7—рулевой механизм;
8 — педаль сцепления; 9 — педаль тормоза; 10 — педаль управления подачей топлива; 11 — рычаг управления коробкой передач; 12 — радиатор системы охлаждения
двигателя; 13 — фильтр тонкой очистки масла; 14 — генератор; 15— компрессор; 16— воздухоочиститель; 17— топливный насос: 18 — сцепление: 19 — коробка передач:
20 — запасное колесо: 21 — тормозной кран; 22—воздушные баллоны: 23 — глушитель; 24 — ручной тормоз; 25 — редуктор заднего моста; 26 — рама: 27 — буксирное устройство; 28 — задняя рессора с подрессорником; 29 — колесная передача заднего моста; 30 — карданный вал; 31 — топливный бак; 32 — фильтр предварительной очистки топлива: 33 —механизм управления коробкой передач; 34 — аккумуляторные батареи; 35 — включатель «массы» батарей; 36 — трубы от выпускных трубопроводов двигателя.
В гидравлическую схему подъемного механизма включен специальный клапан, осуществляющий автоматическое ограничение угла подъема кузова и энергичное встряхивание его в конце подъема, что значительно облегчает разгрузку материалов, прилипающих ко дну кузова.
Привод управления подъемным механизмом дистанционный пневматический, обеспечивает удобство и простоту управления, благодаря чему управление процессом подъема и опускания кузова требует минимальной затраты времени и труда водителя.
На рис. 5 показано шасси автомобиля МАЗ-500.
Ниже приведена краткая техническая характеристика новых автомобилей МАЗ.