Двигатель МАЗ-500

На новые автомобили Минского автомобильного завода устанавливается четырехтактный дизель ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с. производства Ярославского моторного завода.

Общий вид двигателя МАЗ-500

Рис. 6. Общий вид двигателя:

1 — масляный картер; 2— коленчатый вал; 3—шатун г 4—гильза цилиндра; 5 —блок цилиндров; 6 — распределительный вал: 7 — толкатели штанг клапанов; 8 — ось толкателей; 9 — головка блока цилиндров; 10 — вал привода топливного насоса; 11 — крышка распределительных шестерен; 12 — форсунка; 13 — крышка головки цилиндров; 14 — впускной трубопровод (коллектор); 15 — коромысло клапана; 16 — выпускной клапан; 17 — впускной клапан; 18 — маслозаливная горловина; 19 — выпускной трубопровод; 20 — картер маховика; 21 — маховик; 22 — пробка для спуска масла; 23—маслоприемник; 24 — поршень; 25 — масляный насос

Как известно, на старых моделях автомобилей МАЗ устанавливался двухтактный дизель ЯМЗ-204 мощностью 120 л. с.

Новый двигатель ЯМЗ-236 (рис. 6 и 7), разработанный Ярославским моторным заводом совместно с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), обладает высокими технико-экономическими показателями: большей мощностью, повышенным сроком службы, эксплуатационной надежностью и хорошей топливой экономичностью.

Поперечный разрез двигатели МАЗ-500

Рис. 7. Поперечный разрез двигатели: 1 — масляный иасос: 2~ коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — распределительный вал; 5 — поршень; 6 — поршневой палец; 7 — гильза цилиндра; 8 — стартер; 9 — блок цилиндров; 10 — штанга клапана; 11 — толкатель; 12 — ось толкателей; 13 — головка цилиндров; 14 — выпускной трубопровод; 15 — выпускной клапан; 16 — форсунка; 17 — крышка головки цилиндров; 18 — коромысло клапана; 19 — ось коромысла; 20 — регулировочный винт; 21 — впускной трубопровод; 22 — автоматическая муфта опережения впрыска топлива; 23 — вал привода топливного насоса; 24 — топливный насос высокого давления; 25 — воздухоочиститель; 26 — топлнвоподкачивакщий насос; 27 — впускной клапан; 28—вытяжная трубка вентиляции картера.

Высокие мощностные и экономические показатели двигателя ЯМЗ-236 обусловлены совершенным рабочим процессом по четырехтактному циклу и применением неразделенной камеры сгорания в поршне. Хорошее смесеобразование и эффективное сгорание топлива определяются правильным выбором направления сопловых отверстий распылителя форсунки, интенсивным вихревым движением воздуха, обусловливаемым определенным профилем впускного канала и формой камеры сгорания, и применением автоматической муфты опережения впрыска, обеспечивающей оптимальный угол опережения вспрыска топлива. Всережимный центробежный регулятор автоматически с высокой точностью поддерживает любое заданное число оборотов двигателя.

Скоростная характеристика двигателя МАЗ-500

Рис.8. Скоростная характеристика двигателя

Все это позволило получить пологое протекание экономических характеристик в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов и значительно снизить удельный расход топлива по сравнению с двигателем ЯАЗ-204. Скоростная характеристика двигателя показана на рис. 8.

Двигатель У-образный, что дает возможность значительно сократить длину двигателя, не снижая его мощности.

Благодаря У-образному расположению цилиндров вспомогательные агрегаты и узлы двигателя, нуждающиеся в периодическом обслуживании, удалось разместить в наиболее доступных местах, что очень важно при их обслуживании. К таким агрегатам следует отнести прежде всего элементы топливной аппаратуры и системы смазки.

В двигателе ЯМЗ-236 в отличие от двигателя ЯАЗ-204 применена, как более надежная, разделенная топливная аппаратура, т. е. насосы высокого давления, объединенные в один общий агрегат, отделены от форсунок, установленных на головках цилиндров двигателя и связанных с насосом топливопроводами.

Конструктивными особенностями нового двигателя являются также блочная конструкция картера, один распределительный вал, полноопорный жесткий коленчатый вал с совмещенными шатунными шейками, гильзы цилиндров мокрого типа и др.

В конструкции большого количества деталей двигателя предусмотрена возможность изготовления их прогрессивными тех нологическими методами: штамповкой, точным литьем, литьем под давлением и т. п.

Основные данные двигателя


Модель ЯМЗ-236
Тип Четырехтактный, с воспламенением от сжатия
Число цилиндров 6
Расположения цилиндров V-образное с углом развала
Порядок работы цилиндров 1—4—2—5—3—6
Диаметр цилиндров в мм 130
Ход поршня в мм 140
Рабочий объем двигателя в л 11,15
Степень сжатия 16,5
Номинальная мощность (при n=2100 об/мин) 180
Наибольший крутящий момент (при числе оборотов не более 1500 в минуту) в кГ* м
68
Минимальное число оборотов холостого хода в минуту
450-550
Регулятор числа оборотов Центральный всережимный
Минимальный удельный расход топлива в г/(л. с. ч) 175
Система питания:
топливоподающая аппаратура Разделительного типа
топливный насос высокого давления Шестисекционный плунжерного типа
форсунки Закрытого типа
Давление масла в кГ/см2 при числе оборотов:
номинальном 4-7
минимальный Не менее 1
Фазы газораспределения:
открытие впускного клапана 20° до в. м. т.
закрытое 56° после н. м. т.
открытое выпускного клапана 56° до н. м. т.
закрытое 20° после в. м. т.
Зазор между клапаном и коромыслом толкателя (в холодном состоянии) в мм
0,25—0,30
Давление топлива на входе в топливный насос высокого давления в кГ/см2
1,3—1,5
Габаритные размеры в мм:
длина 1020
длина с коробкой передач 1796
ширина 1006
высота 1195
Сухой вес двигателя с коробкой передач, сцеплением и вспомогательным оборудованием в кг
1170
Пусковой подогревателя двигателя Жидкостей