Головка цилиндров МАЗ-500
Головка цилиндров, как и поршень, воспринимает высокие давления газов в цилиндре и, кроме того, подвергается высоким тепловым напряжениям. Поэтому к головке предъявляются высокие требования в отношении ее механических свойств, гидравлической непроницаемости и теплостойкости.
Головки правого 16 (см. рис. 12) и левого 17 блоков цилиндров взаимозаменяемы между собой, отлиты из низколегированного серого чугуна и крепятся к блоку шестью равномерно расположенными шпильками 21 (у каждого цилиндра). Шпильки изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны.
Вертикальное расположение форсунки по оси цилиндров дало возможность упростить конструкцию головки и сопрягаемых с ней деталей. Головка отливается относительной простотой геометрических форм внутренних полостей. Впускные патрубки с тангенциальным направлением каналов к поверхности цилиндров обеспечивают закручивание воздушного заряда в цилиндрах двигателя, что необходимо для улучшения процесса сгорания топлива.
Рис. 15. Головка цилиндров:
1 — седло выпускного клапана; 2 — направляющая втулка клапана; 3 — прокладка; 4 — стакан форсунки; 5 — уплотняющее кольцо; 6 — прижимная гайка
Для охлаждения наиболее нагреваемых мест в головке имеется водяная рубашка, сообщающаяся с водяной рубашкой блока цилиндров.
В головке 13 (см. рис. 7) цилиндров размещаются клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки. В тело головки запрессованы направляющие втулки 2 (рис. 15) клапанов, изготовленные из специальной металлокерамики. Для защиты гнезда выпускного клапана от действия выпускных газов в него запрессовано сменное седло 1 с натягом 0,040—0,105 мм, изготовленное из специального жароупорного чугуна твердостью ИКС 50—60. Седла и направляющие втулки клапанов окончательно обрабатываются после их запрессовки в головку, что обеспечивает их соосность.
В колодце, находящемся между клапанами, помещен медный стакан 4, в который устанавливают форсунку. Стакан закреплен гайкой 6.
Уплотнение газового стыка водомасляных каналов обеспечивается устанавливаемой между головной и блоком прокладкой из железо-асбестового полотна толщиной 1,4 мм с окантовкой цилиндровых отверстий и отверстий для прохода охлаждающей жидкости.
Сверху головка цилиндров закрывается штампованной стальной крышкой 17 (см. рис. 7), уплотняемой по краям резиновой прркладкой фигурного профиля. На крышке головки цилиндров . имеется горловина для заливки в картер масла.
Крышка крепится к головке тремя фигурными барашками.