Уход системой смазки МАЗ-500
Уход за системой смазки двигателя состоит в проверке количества и качества масла, доливке или замене его новым, в сезонной смене масла, а также в промывке фильтров предварительной и тонкой очистки масла.
Уровень масла следует проверять не раньше чем через 5 мин после остановки двигателя. Уровень масла контролируют по меткам маслоизмерительного стержня. Если уровень масла находится близко к метке Н, то нужно долить свежее масло до метки В.
Масло в двигателе надо менять через одно ТО-1. Сливать масло нужно из прогретого двигателя.
Масло сливают через одну из" сливных пробок поддона, а заливают через горловину на крышке головки цилиндров. Перед заливкой нужно очистить горловину от пыли и грязи. Заливать масло рекомендуется из маслораздаточных колонок дозировочными пистолетами. При отсутствии колонок масло следует заливать через воронку из чистой заправочной тары.
Промывку фильтра предварительной очистки масла нужно выполнять при каждой смене масла в следующем порядке: слить масло из фильтра, для чего отвернуть сливную пробку; отвернуть гайку колпака фильтра и снять колпак, наружный и внутренний фильтрующие элементы; удалить деревянной лопаткой или тряпкой отложения в колпаке, на элементах фильтра и в полости корпусов; поместить элементы фильтра в воду с растворителем — бензином или четыреххлорным углеродом — не менее чем на 3 ч (следует помнить, что четыреххлорный углерод ядовит и поэтому при обращении с ним нужно соблюдать осторожность); мягкой волосяной щеткой промыть элементы в ванне с растворителем; вторично поместить элементы в ванну с чистым бензином или четыреххлорным углеродом, прополоскать каждый элемент и затем продуть сжатым воздухом; промыть в дизельном топливе колпак фильтра; собрать фильтр и тщательно затянуть гайку колпака.
Очистку элементов фильтра можно также производить, поместив их в ванну с кипящим 10%-ным водным раствором каустической соды. В зависимости от степени загрязнения элементов, время пребывания их в кипящем растворе может изменяться от 30 мин до 6 ч.
Промывку центробежного фильтра тонкой очистки масланужно выполнить при каждом ТО-1 и при смене масла в картере двигателя. Для этого необходимо: отвернуть колпачковую гайку и снять колпак фильтра; снять упорную шайбу ротора и ротор в сборе; разобрать ротор, отвернуть гайку ротора и снять шайбу и колпак ротора; очистить внутреннюю поверхность колпака ротора и ротор от отложений и промыть их в дизельном топливе; проверить состояние прокладки колпака, сопел, ротора, упорной шайбы ротора и положение сетки; при необходимости прокладку нужно заменить, сетку поставить в нормальное положение, а сопла ротора прочистить; собрать фильтр в обратной последовательности.
При переходе с летней эксплуатации на зимнюю, и наоборот, требуется соответствующая замена масла в двигателе. Сорта масел для двигателя приведены ниже.
Прежде чем искать причину повышенного или пониженного давления масла в системе, необходимо убедиться в исправности масляного манометра. Для этого необходимо подключить в масляную систему проверенный контрольный манометр или снять и проверить установленный на автомобиле манометр.
Основные неисправности системы смазки и способы их устранения
Основные неисправности системы смазки и способы их устранения |
|
Причина неисправности |
Способ устранения |
Отсутствие давления масла |
|
Недостаточное количество масла в системе смазки |
Долить масло в поддон до нормального уровня |
Пониженное давление масла |
|
Недостаточное количество масла в системе смазки Перегрев масла (выше 120 °С) Износ деталей масляного насоса Износ коренных и шатунных подшипников |
Долить масло в поддон Проверить вязкость масла; при недостаточной вязкости сменить масло и Промыть сетку маслоприемника в чистом керосине и продуть его воздухом Промыть масляный радиатор Разобрать масляный насос и заменить |
Высокое давление масла |
|
Высокая вязкость масла Заедание плунжера редукционного, |
Проверить вязкость масла; при повышенной вязкости сменить масло. |