Уход за топливной аппаратурой и ее регулировка МАЗ-500
Проверка и регулировка форсунок. Через одно ТО-2 рекомендуется проверять техническое состояние форсунок по следующим показателям: герметичность сопряжений форсунки, давление начала подъема иглы и качество распыливания топлива. Лучше всего эту работу выполнять на специальном приборе КП-1609А (рис. 47).
Герметичность сопряжений форсунки проверяется следующим образом. Медленно завертывают регулировочный винт испытываемой форсунки, что позволяет, перемещая рычаг прибора, довести давление топлива до 300 кГ/см2. Когда давление снизится до 280 кГ/см2, включают секундомер, а при давлении 230 к Г/см2 секундомер выключают. Время падения давлении топлива от 280 до 230 кГ/см2 должно быть не менее 8 сек.
Более быстрое падение давления указывает на нарушение герметичности сопряжений форсунки. Если наблюдается увлажнение носика распылителя, то запорную часть иглы нужно притереть. В случае течи топлива из-под гайки пружины форсунки распылитель подлежит замене. Давление начала подъема иглы должно быть равным 150+5 кГ/см2. Чтобы отрегулировать форсунку на это давление, необходимо: отвернуть и снять колпак форсунки; отпустить контргайку регулировочного винта; с помощью рычага прибора медленно повышать давление топлива в полости форсунки и, наблюдая за показаниями манометра, определить давление начала подъема иглы, при ко- тором начинается впрыск топлива; с помощью регулировочного винта установить необходимое давление начала подъема иглы; при ввертывании винта давление повышается, а при вывертывании — понижается; завернуть контргайку регулировочного винта и снова проверить давление начала подъема иглы.
Рис. 47. Прибор КП-1609А для проверки и регулировки форсунок
1 — рычаг; 2 — корпус прибора; 3 — гайка корпуса; 4 — кран отключения манометра; 5 — корпус распределителя: 6 — манометр; 7 — бачок; 8 — маховик крепления форсунки; 9 — испытуемая форсунка; 10 — глушитель: 11 — лоток прибора
Качество распыливания топлива форсункой проверяют на этом же приборе при полностью завернутом кране отключения манометра. Для проверки необходимо с помощью рычага прибора .сделать несколько резких впрысков, а затем, перемещая быстро рычаг (примерно 70—80 ходов в минуту), проследить за характером впрыска. Качество распыливания можно считать удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть четкими и сопровождаться у новой форсунки характерным резким звуком; совершенно не допускается подтекание топлива у распылителей форсунок. Неисправные форсунки должны быть отремонтированы или заменены новыми. Проверка и регулировка топливного насоса высокого давления. Для поддерживания топливного насоса в исправном техническом состоянии рекомендуется после каждых 60 ООО км. пробега проверять насос на специальном стенде и при необходимости производить регулировку или ремонт.
Рис. 48. Моментоскоп:
1 — стеклянная трубка: 2 — переходная трубка: 3 — топливопровод высокого давления: 4 — шайба: 5 — накидная гайка
Проверка и регулировка насоса должны выполняться квалифицированными работниками в цехе (или отделении) топливной аппаратуры на одном из перечисленных стендов: МД-12 «Мир коз», МД «Минор стандарт» (венгерского производства), N0-104 (чехословацкой фирмы «Моторпал»), А1027 (австрийской фирмы «Фридман унд
Майер») и др.
Проверка и регулировка насоса высокого давления производится в комплекте с проверенными форсунками, закрепленными за секциями насоса. После установки насоса на стенд нужно проверить уровень масла в картерах насоса и регулятора и подсоединить топливопроводы. Затем пускают стенд и, включив рычагом регулятора подачу топлива, выпускают воздух через пробки насоса, добиваясь выхода сплошной прозрачной струи топлива. Проверку насоса рекомендуется выполнять в следующей последовательности: а) проверить начало подачи топлива секциями насоса; б) проверить величину и равномерность подачи топлива. Проверка и регулировка начала подачи топлива секциями насоса производятся при помощи моментоскопа (рис. 48) при снятой автоматической муфте опережения впрыска с вала насоса. Перед проверкой необходимо убедиться в герметичности нагнетательных клапанов. Нагнетательные клапаны в течение 2 мин не должны пропускать топливо под давлением 1,7—2,0 кГ/см2 при положении рейки, соответствующем выключенной подаче. В случае течи топлива нагнетательный клапан нужно заменить. Начало подачи топлива секциями насоса определяется углом поворота кулачкового валика насоса при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Начало подачи топлива первой секцией у правильно отрегулированного насоса должно происходить за 38—39” до оси симметрии профиля кулачка. Для определения оси симметрии профиля кулачка первой секции необходимо установить моментоскоп на первую секцию и, поворачивая вал привода стенда по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке моментоскопа. В момент начала движения топлива в трубке моментоскопа вращение приводного вала следует прекратить и зафиксировать этот момент на лимбе. Затем повернуть вал по часовой стрелке на 90° и, вращая его против часовой стрелки, снова зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе. Отметив середину между зафиксированными точками на лимбе, определяют ось симметрии профиля кулачка первой секции, которая проходит через отмеченную середину участка лимба и через ось кулачкового валика насоса. Если угол, при котором начинается подача топлива первой секцией, условно принять за нуль, то подача топлива остальными секциями должна осуществляться в соответствии с величинами углов, указанных ниже.
№ секции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Угол поворота кулачкового валика насоса в град |
0 | 45 | 120 | 165 | 240 | 285 |
Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой допускается не более 20. Проверку и при необходимости регулировку момента начала подачи топлива следует вести в соответствии с приведенным выше порядком работы секций насоса. Регулировка начала подачи топлива каждой секции производится при помощи регулировочного болта толкателя. При ввертывании болта в толкатель топливо будет подаваться позже, при ввертывании — раньше. После регулировки необходимо завернуть контргайку регулировочного болта и вновь произвести проверку угла начала подачи. Проверка и регулировка величины и равномерности подачи топлива секциями насоса производится совместно с комплектом форсунок и топливопроводов высокого давления длиной 415±3 мм. Объем внутренней полости каждого топливопровода высокого давления должен быть 1,3±0,1 сл!3 и определяется методом заполнения топливом.
Проверку насоса нужно выполнять при давлении топлива в магистрали на входе в топливный насос 1,3—1,5 кГ/смг. Если давление больше или меньше указанного, нужно снять перепускной клапан насоса и поворотом его седла отрегулировать давление открытия клапана. После регулировки седло клапана нужно зачеканить. Проверку и регулировку насоса на величину и равномерность подачи топлива рекомендуется производить в следующей последовательности:
1. При упоре рычага управления регулятором в болт минимального числа оборотов холостого хода проверить и, если необходимо, отрегулировать в пределах 225—275 об/мин число оборотов полного автоматического выключения регулятором подачи топлива. При вывертывании болта минимального числа оборотов и корпуса буферной пружины число оборотов уменьшается.
2. Проверить число оборотов кулачкового валика насоса, при котором начинается выдвигание рейки. При этом рычаг управления регулятором должен упираться в болт ограничения максимального числа оборотов. Регулятор должен начинать выбрасывать рейку при числе оборотов 1070+10 в минуту кулачкового валика. В случае необходимости регулировка числа оборотов производится болтом ограничения максимального числа оборотов.
3. Проверить число оборотов кулачкового валика насоса, соответствующее концу выдвигания рейки (полному выключению подачи) при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального числа оборотов. Конец выдвигания рейки должен соответствовать 1120—1150 об/мин кулачкового валика. В случае необходимости регулировки нужно распломбировать и снять крышку смотрового люка регулятора, сохраняя при этом неизменным положение регулировочного винта.
Число оборотов конца выдвигания рейки регулируется следующим образом:
а) изменив положение винта 16 (см. рис. 42), установить болтом ограничения максимального числа оборотов начало выдвигания рейки при числе оборотов кулачкового валика насоса 1070+ 10 в минуту;
б) проверить число оборотов конца выдвигания рейки и в случае необходимости вновь произвести регулировку.
При ввертывании винта 16 (и установке начала выдвигания рейки при 1070+10 об!мин кулачкового вала) число оборотов конца выдвигания рейки уменьшается, при выветривании винта 16 — увеличивается.
4. Проверить величину подачи топлива каждой секцией при упоре рычага управления в болт, ограничения максимального числа оборотов и числа оборотов кулачкового валика насоса 1030+10 в минуту. Подача топлива каждой секцией должна быть в пределах 105—107 мм3 за каждый ход плунжера или 108—111 см3/мин; при необходимости она регулируется смещением поворотной втулки относительно зубчатого сектора. Для увеличения подачи топлива какой-либо секцией втулку зубчатого венца необходимо повернуть вправо относительно сектора, а для уменьшения подачи — влево, предварительно ослабив стяжной винт зубчатого сектора. После окончания регулировки стяжные винты зубчатых секторов должны быть надежно затянуты.
5. Проверить выключение подачи топлива скобой остановки двигателя. При повороте скобы в нижнее положение на 45° подача топлива всеми секциями насоса должна полностью прекратиться. По окончании работ по проверке и регулировке топливной аппаратуры необходимо запломбировать топливный насос высокого давления и регулятор, а затем установить автоматическую муфту опережения впрыска на кулачковый валик насоса. Затяжку гайки крепления муфты производят моментом, равным 10—12 кГ-м, и подтягивают ее во всех случаях, когда топливный насос снимается с двигателя. После установки топливной аппаратуры (форсунки устанавливаются в порядке их закрепления за секциями насоса) нужно проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и в регуляторе, установить угол опережения впрыска топлива и отрегулировать двигатель на минимальное число оборотов холостого хода.