Пусковой подогреватель двигателя МАЗ-500

Пусковой подогреватель двигателя, предназначенный для прогрева двигателя перед пуском при температуре окружающего воздуха ниже —5° С, устанавливается впереди радиатора системы охлаждения.

Подогреватель двигателя МАЗ-500

Рис. 52. Подогреватель двигателя:

1 — нагнетаюший топливопровод; 2 — форсунка; 3 — завихритель; 4 — внутренний цилиндр горелки; 5— наружный цилиндр горелки: 6 — патрубок для выхода горячей жидкости: 7 — камера сгорания; 8 — наружная водяная рубашка; 9—внутренняя водяная рубашка; 10 —газоход; 11 — труба для подвода воды в котел; 12 — сливной кран; 13 — выпускной патрубок; 14 — дренажная трубка: 15 — топливный насос; 16 — электродвигатель; 17 — вентилятор: 18 — водяной насос; 19 — всасывающий патрубок водяного насоса; 20 — свеча накаливания; 21 — топливная трубка; 22 — электромагнитный клапан

Подогреватель (рис. 52) состоит из следующих основных узлов: неразборного котла, имеющего камеру сгорания 7, газоход 10 и две соединенные между собой водяные рубашки 8 и 9: горелки с наружным 5 и внутренним 4 цилиндрами; насосного агрегата, в который входят электродвигатель 16, вентилятор 17 и два насоса водяной 18 и топливный 15; форсунки 2 центробежного типа с фильтром; электромагнитного топливного клапана 22 с фильтром; свечи накаливания 20 щитка управления подогревателем.

Котел постоянно включен в систему охлаждения двигателя. Во время работы подогревателя вода (или антифриз) поступает под давлением из водяного насоса 18 в котел по трубе 11. Далее жидкость идет двумя потоками. Один из них омывает газоход и камеру сгорания, проходя по внутренней водяной рубашке, а другой омывает газоход, проходя по наружной водяной рубашке.

Через нижнее и два верхних отверстия потоки жидкости соединяются в котле, и из патрубка 6 подогревателя жидкость по трубкам поступает в двигатель.

Схема системы предпускового подогрева двигателя МАЗ-500

Рис. 53. Схема системы предпускового подогрева двигателя:

I — заливка охлаждающей жидкости; II — область термосифонной циркуляции жидкости; III — область принудительной циркуляции жидкости; IV — выход выпускных газов подогревателя; 1 — насосный агрегат; 2 — камера сгорания; 3 — котел подогревателя; 4 — нагнетающий шланг; 5 — отводящий шланг; 6 — заливная трубка; 7 — водяная трубка двигателя; 8 — головка блока цилиндров; 9 — блок двигателя: 10 — кран правой подводящей грубы; 11 — край левой подводящей трубы; 12—направляющая газов подогревателя; 13 — левая подводящая труба; 14 — жаровая труба; 15—патрубок водяного насоса двигателя; 16 — кран котла подогревателя; 17 — кран впускной трубы; 18 — впускная труба; 19 — кран насосного агрегата

Подогреватель работает следующим образом (рис. 53). Топливный насос подогревателя подает топливо из топливного бака автомобиля через фильтр тонкой очистки топлива двигателя к электромагнитному клапану. Когда выключатель на щитке управления включен в положение «Работа», электромагнитный клапан открыт и топливо через форсунку под давлением поступает в горелку с воздухом, нагнетаемым вентилятором, и воспламенятся от свечи накаливания. После того как в камере установится устойчивое горение, свеча выключается, и дальнейшее горение топлива происходит от ранее зажженного пламени.

В цепь свечи последовательно включено дополнительное контрольное сопротивление, установленное на щитке управления подогревателем. По накалу спирали сопротивления судят о работе свечи.

После воспламенения топлива от свечи накаливания образующиеся горячие газы проходят по газоходу и отдают тепло подогреваемой жидкости, залитой в котел. Г азы, проходящие через жаровую трубу 14, направляются под картер двигателя, где используются для обогрева масла в картере.

Управление подогревателем ручное, дистанционное и осуществляется электроприборами, установленными на щитке управления подогревателем.

Уход за подогревателем

Необходимо следить за тем, чтобы не было в соединениях трубопроводов, шлангов и кранов. Обнаруженные неисправности нужно сразу же устранять. Рекомендуется регулярно осматривать и подтягивать гайки и болты крепления подогревателя, насосного агрегата, очищать все приборы от грязи, промывать фильтр электромагнитного клапана и очищать дренажную трубку топливного насоса от грязи.

После 100—150 пусков подогревателя рекомендуется очистить от нагара свечу накаливания и горелку, а форсунку разобрать и промыть ее детали бензином или ацетоном. После сборки форсунку проверяют на качество распиливания топлива, включая подогреватель (до установки форсунки в горелку). Распиливание должно быть тонким, в виде туманообразного конуса с углом распиливания не менее 60”. Оптимальная подача топлива в камеру сгорания определяется по равномерному углу горения и голубоватому цвету выпускных газов на выходе из подогревателя. Появления открытого пламени на выходе га- зов допускать не следует.

Регулировка и подача топлива производится регулировочным винтом топливного насоса. Для увеличения количества топлива, поступающего через форсунку в подогреватель, нужно отвернуть на топливном насосе накидную гайку и поворачивать вправо регулировочный винт до появления следов пламени из выпускного патрубка подогревателя, после чего законтрить винт контргайкой. При промывке системы охлаждения двигателя от накипи рекомендуется промывать также и котел подогревателя. Одним из основных условий безотказной работы пускового подогревателя при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости является полный слив воды при постановке автомобиля на длительную стоянку. Для полного слива воды из системы охлаждения двигателя и пускового подогревателя необходимо выполнить следующее: установить автомобиль на горизонтальной площадке; снять пробки заливной трубы подогревателя и горловины радиатора, открыть два крана выпуска воздуха — на правой водяной трубе двигателя и на компрессоре; открыть пять сливных кранов пускового подогревателя: кран 17 (рис. 53) впускной трубы, кран 16 котла подогревателя, кран 19 насосного агрегата, а также краны 10 и 11 на левой и правой подводящих трубах; краны 10 к 11 следует открывать на 2—3 мин позже всех остальных кранов; открыть кран на нижнем патрубке водяного насоса двигателя и сливной кран отопителя кабины.

Правила пользования пусковым подогревателем:

1. При пользовании подогревателя необходимо помнить, что невнимательное обращение с ним, а также его неисправность могут послужить причиной пожара.

2. Во время работы подогревателя водитель не должен отлучаться от автомобиля. В случае появления дыма и пламени на выходе газов, что свидетельствует о неполном сгорании топлива в котле, следует немедленно выключить подогреватель и с помощью выключателя массы отключить аккумуляторы; только после этого можно приступать к устранению неисправности.

3. Запрещается производить прогрев двигателя в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом.

4. Следует содержать в чистоте и исправности не только пусковой подогреватель, но и двигатель, так как замасленность двигателя (особенно его картера) и подтекание топлива могут послужить причиной возникновения пожара.

5. Работа подогревателя без антифриза в системе охлаждения двигателя или без воды в котле подогревателя не допускается.

6. Производить пуск подогревателя сразу после его остановки или повторный пуск при неудачной первой попытке пуска без предварительной продувки газохода подогревателя в течение 1—2 мин запрещается.