Уход за коробкой передач МАЗ-500
Уход за коробкой передач заключается в периодической проверке уровня масла и смене его в картере в соответствии с указаниями в карте смазки. Уровень масла в картере коробки передач должен быть несколько выше контрольной пробки. Поэтому при заливке масло сначала следует заливать до уровня нижней кромки контрольного отверстия, а затем, закрыв отверстие пробкой, добавить 1,5 л масла. Масло заливают через отверстие, расположенное с левой стороны картера.
Сливать масло нужно горячим через оба спускных отверстия. В поддоне картера имеется перегородка, поэтому через одно отверстие вылить все масло невозможно.
После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой помещается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место. При этом следует обращать внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой. Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5— 3 л веретенного масла (ГОСТ 1707—51). При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7—8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, веретенное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.
Так как в коробке передач имеется масляный насос, категорирически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом, потому что недостаточное разрежение на всасывании может привести к выходу из строя масляного насоса.
Следует помнить, что привод масляного насоса осуществляется от промежуточного вала коробки передач. Поэтому при неработающем двигателе масляный насос не подает смазку к подшипникам шестерен вторичного вала и на конусные поверхности синхронизаторов. Это особенно важно знать при буксировке автомобиля с неработающим двигателем. В случае буксировки автомобиля необходимо выключить сцепление и включить прямую передачу в коробке передач или отсоединить последнюю от трансмиссии; в противном случае возможны задиры поверхностей скольжения и износ колец синхронизаторов. Необходимо проверить надежность крепления верхней крышки к картеру коробки передач и механизма управления к верхней крышке.
При ТО-1 надо смазывать все трущиеся и шарнирные соединения тяг дистанционного механизма управления коробкой передач в соответствии с указаниями в карте смазки. Через одно ТО-2 нужно слить масло из механизма управления, расположенного на верхней крышке коробки передач, через сливное отверстие и залить через заливное 0,16 л свежего масла.
Регулировка привода коробки передач
В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в регулировке привода коробки передач. Ниже приведены рекомендации по его регулировке в зависимости от признака неисправности.
1. Не включаются четвертая и пятая передачи, а остальные передачи включаются.
Порядок регулировки следующий: нанести метки совмещения на тяге 11 (см. рис. 61) и наконечнике отпустить стяжные болты 10 наконечника тяги и повернуть наконечник 9 на тяге против часовой стрелки (если смотреть по ходу автомобиля) на угол 4—5°, что соответствует смещению одной метки относительно другой примерно на 1 мм затянуть стяжные болты и проверить включение передач.
При необходимости дополнительно провернуть наконечник 9 тяги.
2. Не включаются первая передача и задний ход, а остальные передачи включаются. Порядок регулировки аналогичен описанному выше, за исключением того, что наконечник 9 cледует поворачивать по часовой стрелке (если смотреть по ходу автомобиля).
3. Рукоятка рычага 1 касается панели приборов. Порядок регулировки следующий: установить рычаг управления коробкой передач в нейтральное положение; отсоединить наконечник 9 тяги от серьги 8 и убедиться в том, что рычаг 2 находится в нейтральном положении; запереть поперечный вал 15 промежуточного механизма стопорным болтом 14, завертывая его до упора в коническое отверстие на валике; с помощью наконечника, предварительно ослабив стяжные болты 10, отрегулировать тягу 11 по длине так, чтобы палец 7 входил в отверстие вилки и серьги свободно, без дополнительных перемещений для совпадения отверстий, и соединить наконечник 9 с серьгой 8; затянуть стяжные болты наконечника; отвернуть стопорный болт 14 на пять оборотов и законтрить гайкой.
Основные неисправности коробки передач и способы их устранения
Причина неисправности |
Способ устранения |
Повышенный нагрев коробки передач |
|
Неисправность масляного насоса |
Отремонтировать насос или заменить |
Недостаточный уровень масла в картере коробки |
Долить масло до необходимого уровня |
Повышенный шум |
|
Ослабление затяжки болтов крепления Поломка элементов демпферной шестерни Износ подшипников валов |
Подтянуть болты Заменить демпферную шестерню Заменить подшипники |
Не включение или тугое включение передач |
|
Износ колец синхронизаторов или по- Недостаток смазки в сочленениях механизма переключения передач Износ зубьев муфт и кареток шестерен и синхронизаторов |
Заменить синхронизатор Отрегулировать холостой ход педали Смазать точки смазки механизма переключения передач Заменить неисправные детали |