Уход за коробкой передач МАЗ-500

Уход за коробкой передач заключается в периодической проверке уровня масла и смене его в картере в соответствии с указаниями в карте смазки. Уровень масла в картере коробки передач должен быть несколько выше контрольной пробки. Поэтому при заливке масло сначала следует заливать до уровня нижней кромки контрольного отверстия, а затем, закрыв отверстие пробкой, добавить 1,5 л масла. Масло заливают через отверстие, расположенное с левой стороны картера.

Сливать масло нужно горячим через оба спускных отверстия. В поддоне картера имеется перегородка, поэтому через одно отверстие вылить все масло невозможно.

После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой помещается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место. При этом следует обращать внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой. Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5— 3 л веретенного масла (ГОСТ 1707—51). При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7—8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, веретенное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.

Так как в коробке передач имеется масляный насос, категорирически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом, потому что недостаточное разрежение на всасывании может привести к выходу из строя масляного насоса.

Следует помнить, что привод масляного насоса осуществляется от промежуточного вала коробки передач. Поэтому при неработающем двигателе масляный насос не подает смазку к подшипникам шестерен вторичного вала и на конусные поверхности синхронизаторов. Это особенно важно знать при буксировке автомобиля с неработающим двигателем. В случае буксировки автомобиля необходимо выключить сцепление и включить прямую передачу в коробке передач или отсоединить последнюю от трансмиссии; в противном случае возможны задиры поверхностей скольжения и износ колец синхронизаторов. Необходимо проверить надежность крепления верхней крышки к картеру коробки передач и механизма управления к верхней крышке.

При ТО-1 надо смазывать все трущиеся и шарнирные соединения тяг дистанционного механизма управления коробкой передач в соответствии с указаниями в карте смазки. Через одно ТО-2 нужно слить масло из механизма управления, расположенного на верхней крышке коробки передач, через сливное отверстие и залить через заливное 0,16 л свежего масла.

Регулировка привода коробки передач

В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в регулировке привода коробки передач. Ниже приведены рекомендации по его регулировке в зависимости от признака неисправности.

1. Не включаются четвертая и пятая передачи, а остальные передачи включаются.

Порядок регулировки следующий: нанести метки совмещения на тяге 11 (см. рис. 61) и наконечнике отпустить стяжные болты 10 наконечника тяги и повернуть наконечник 9 на тяге против часовой стрелки (если смотреть по ходу автомобиля) на угол 4—5°, что соответствует смещению одной метки относительно другой примерно на 1 мм затянуть стяжные болты и проверить включение передач.

При необходимости дополнительно провернуть наконечник 9 тяги.

2. Не включаются первая передача и задний ход, а остальные передачи включаются. Порядок регулировки аналогичен описанному выше, за исключением того, что наконечник 9 cледует поворачивать по часовой стрелке (если смотреть по ходу автомобиля).

3. Рукоятка рычага 1 касается панели приборов. Порядок регулировки следующий: установить рычаг управления коробкой передач в нейтральное положение; отсоединить наконечник 9 тяги от серьги 8 и убедиться в том, что рычаг 2 находится в нейтральном положении; запереть поперечный вал 15 промежуточного механизма стопорным болтом 14, завертывая его до упора в коническое отверстие на валике; с помощью наконечника, предварительно ослабив стяжные болты 10, отрегулировать тягу 11 по длине так, чтобы палец 7 входил в отверстие вилки и серьги свободно, без дополнительных перемещений для совпадения отверстий, и соединить наконечник 9 с серьгой 8; затянуть стяжные болты наконечника; отвернуть стопорный болт 14 на пять оборотов и законтрить гайкой.

Основные неисправности коробки передач и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Повышенный нагрев коробки передач

Неисправность масляного насоса

Отремонтировать насос или заменить

Недостаточный уровень масла в картере коробки

Долить масло до необходимого уровня

Повышенный шум

Ослабление затяжки болтов крепления
картера сцепления к картеру маховика

Поломка элементов демпферной шестерни

Износ подшипников валов
Износ зубьев шестерен

Подтянуть болты

Заменить демпферную шестерню

Заменить подшипники
Заменить шестерни

Не включение или тугое включение передач

Износ колец синхронизаторов или по-
ломка обоймы
Неполное выключение сцепления

Недостаток смазки в сочленениях механизма переключения передач

Износ зубьев муфт и кареток шестерен и синхронизаторов

Неполное включение передач

Течь масла из картера коробки

Повышенный уровень масла

Износ или повреждение сальников

Слабая затяжка болтов крышек



Заменить синхронизатор

Отрегулировать холостой ход педали
сцепления

Смазать точки смазки механизма переключения передач

Заменить неисправные детали

Отрегулировать длину тяг механизма переключения передач

Проверить затяжку стопорных болтов

вилок переключения

Течь масла из картера коробки

Слить излишек масла

Заменить сальники

Подтянуть болты