Уход за карданной передачей МАЗ-500
Уход за карданной передачей состоит в периодической смазке карданных шарниров и скользящего шлицевого соединения в соответствии с указаниями в карте смазки.
При износе или разрушении сальников игольчатых подшипников их следует своевременно заменять новыми, так как цапфы крестовин и сами подшипники быстро изнашиваются в результате загрязнения или вытекания смазки. Необходимо также следить за состоянием сальника на конце скользящей вилки. При нарушении этого уплотнения износ шлицевого соединения возрастает, что может привести к повышенному биению карданного вала. Следует регулярно осматривать крепление крышек игольчатых подшипников шарниров. При ослаблении крепления этих крышек возрастает осевой зазор между донышком подшипника и цапфой крестовины, что может привести к разрушению донышка подшипника или обрыву болтов крепления крышек, а в итоге — к разрушению карданного вала. Поэтому ослабленные болты крепления крышек необходимо обязательно подтянуть. Если подтяжкой не удается устранить значительный радиальный или торцовый зазор в подшипниках крестовин, карданный вал в сборе должен быть заменен.
Крепление фланцев карданного вала следует проверять при каждом техническом обслуживании. Эту проверку необходимо производить при расторможенном стояночном тормозе, приняв меры для безопасной работы под автомобилем; рычаг управлення коробкой передач должен быть поставлен в нейтральное положение, а под шины колес подложены упоры, препятствующие перемещению автомобиля.
Зазор, обнаруженный при покачивании фланцев вилок,должен быть устранен. Для этого нужно отсоединить соответствующий конец карданного вала и, вынув шплинт, надежно затянуть гайку крепления фланцев, после чего вновь зашплинтовать ее.
Все болты крепления фланцев карданного вала должны быть также затянуты до отказа. Нельзя заменить болты крепления фланцев, установленные при заводской сборке, «сырыми», термически не обработанными болтами.
Смазка шарниров и шлицевого соединения карданного вала должна производиться в соответствии с рекомендациями карты смазки. Особенно нужно помнить, что игольчатые подшипники нельзя смазывать никакими консистентными смазками, так как это может привести к интенсивному износу иголок и разрушению подшипников. Во избежание повреждения сальников подшипников рекомендуется следить за состоянием предохранительного клапана, расположенного в центре крестовины. Перед смазкой его надо очистить от грязи. Во время ухода за карданной передачей следует знать особенности разборки карданного шарнира. Чтобы разобрать карданные шарниры, прежде всего нужно отогнуть усики стопорных пластин болтов на крышках игольчатых подшипников, вывернуть болты и снять крышки подшипников. Выпрессовка двух подшипников, находящихся на противоположных цапфах, крестовины, производится одновременно. Для этого надо поставить деревянную или медную выколотку в торец одного из подшипников и легкими ударами молотка выпрессовать оба подшипника одной вилки или одного фланца. При этом один подшипник будет выпрессован наружу, а другой — внутрь ушков. Выпрессованный наружу подшипник нужно снять с цапфы, а внутренний снова поставить в гнездо и выпрессовать его наружу, ударяя через выколотку по торцу противоположной цапфы крестовины. После этого крестовина может быть вынута из ушков.
Основные неисправности карданной передачи и способы их устранения
Причина неисправности |
Способ устранения |
Вибрации карданной передачи |
|
Погнутость или скручивание трубы |
Заменить вал |
карданного вала |
Заменить изношенные детали |
Повышенный износ деталей шлицевого соединения и шарниров |
|
Отрыв балансировочных грузов |
Произвести балансировку вала |
Течь смазки через уплотнения подшипников крестовины |
|
Износ уплотнений |
Заменить уплотнения |