Буксирное устройство МАЗ-500
Буксирное устройство (рис. 70) автомобиля состоит из крюка 7, стержень которого проходит через отверстие в последней поперечине рамы. Крышка 8 буксирного прибора вставляется в отверстие последней поперечины и с помощью болтов крепится одновременно к усилителям (раскосам) и поперечине. Крышка одновременно является направляющей стержня буксирного крюка.
Рис. 70. Буксирное устройство:
1 и 13 — защитные кожухи; 2 — шплинт; 3 — направляющая; 4 — корпус; 5 —поджимная пластина; 6 — упругий элемент; 7 — буксирный крюк; 8 — крышка буксирного прибора; 9 — ось; 10 — усилитель; 11 — поперечина рамы; 12 — болт; 14 — замок: 15 — защелка
На проточке крышки центрируется цилиндрический корпус С передняя часть которого представляет собой втулку, на которую опирается направляющая 3. В цилиндрическом корпусе на поверхность уменьшенного диаметра стрежня крюка надет резиновый упругий элемент 6, с обеих сторон ограниченный поджимными пластинами 5.
На резьбовом конце крюка навернута гайка, наружная цилиндрическая поверхность которой является направляющей. С помощью гайки создается необходимый предварительный натяг упругого элемента. Наличие резинового упругого элемента смягчает ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места, а также при движении по неровной дороге.
Стержень крюка закрыт с обеих сторон защитными кожухами 1 и 13. Трущиеся поверхности стержня в направляющих смазываются через угловые масленки. На оси 9, проходящей через тело крюка, установлен замок 14, который стопорится защелкой 15 и пе дает возможности петле дышла прицепа выйти из зацепления с крюком. Опорная поверхность зева крюка подвергается термической обработке т. в. ч., что повышает ее износостойкость.
На автомобилях МАЗ-503 и МАЗ-504 в последней поперечине рамы устанавливается простейшее приспособление — буксирная вилка, предназначенная для кратковременной буксировки прицепа или вытаскивания автомобиля. Подобная же буксирная вилка устанавливается в переднем буфере всех моделей автомобилей.