Уход за рамой Устройство рессорной подвески МАЗ-500

Положение основных узлов автомобиля — силового агрегата, карданных валов, мостов, кабины и т. п. должно быть строго определенным для обеспечения их взаимосвязи во время работы автомобиля. При смещении этих узлов увеличивается износ деталей трансмиссии, ходовой части, возрастают напряжения в деталях рамы. Поэтому во время эксплуатации автомобиля необходимо следить за сохранением правильного расположения продольных балок, поперечин рамы и кронштейнов рессор.

Для проверки надо измерить и сравнить величину диагоналей, образуемых соседними поперечинами и участками продольных балок между ними, как показано на рис. 69. Если разность диагоналей не превышает 10 мм, то рама на этом участке не деформирована. Так последовательно можно проверить участки между всеми поперечинами. Следует также проверить положение передней оси и заднего моста по отношению к продольной оси рамы.

Для этого намечают середину на второй поперечине рамы и измеряют расстояние от этой метки до соответствующего шкворня колеса. Затем измеряют базу (расстояние между осями колес) с обеих сторон автомобиля. Рама не деформирована и мосты установлены правильно, если измеренные расстояния соответственно одинаковы или их разность не превышает 30 мм.

Смещение мостов или осей относительно рамы возможно также при ослаблении стремянок рессор. В этом случае нужно правильно установить мост или ось, замеряя указанные расстояния, после чего надежно затянуть стремянки рессор.

Необходимо также регулярно следить за состоянием заклепочных соединений. Ослабленные заклепки обнаруживают по дребезжащему звуку при постукивании молотком по головке заклепки. Заклепки, которые ослабли, необходимо срубить и заменись новыми. Клепать следует горячими заклепками.

На раме не должно быть непрокрашенных мест, так как это может привести к коррозии, которая снижает усталостную прочность рамы. Поэтому раму необходимо периодически очищать, осматривать и прокрашивать оголенные и корродированные участки.

Рессорная подвеска


Число листов у автомобилей:
МАЗ-500 и МАЗ-504
11
МАЗ-503 12
Размеры сечения листов в мм:
первых четырех у автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-504
90*10
первых пяти у автомобиля МАЗ-503 90*10
остальных листов 90*9
Расстояние между центрами опор рессор (в выпрямленном состоянии) в мм: 1420
Стрела прогиба рессоры (в свободном состоянии) в мм: 142±8
Диаметр пальца рессоры в мм: 32
Задняя рессора 12
Число листов 90*12
Диаметр пальца рессор 90*10
Расстояние между центрами опор рессор (в выпрямленном состоянии) в мм 1520
Стрела прогиба рессоры (в свободном состоянии) в 134±8
Диаметр пальца рессоры в мм 50
Число листов 6
Размеры сечения листов в мм 90*9
Расстояние между центрами опор в мм 1100
Стрелка прогиба рессоры (в свободном состоянии) в мм: 85±6

Устройство рессорной подвески

Подвеска передней оси и заднего моста автомобиля осуществляется с помощью продольных полуэллиптических рессор. Рессоры воспринимают вертикальную нагрузку от силы тяжести автомобиля и обеспечивают возможность передачи на раму тяговых, тормозных и скручивающих усилий от ведущего моста автомобиля.

На управляемую ось передаются те же усилия, за исключением тяговых. Кроме того, подвеска управляемой оси обусловливает правильную кинематику рулевого привода.

Передняя подвеска снабжена гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия; задняя подвеска имеет дополнительные рессоры-подрессорники.

Передняя подвеска МАЗ-500

Рис. 71. Передняя подвеска:

1 — балка передней оси; 2 — амортизатор; 3 — задняя стремянка; 4 — передняя стремянка; 5 — накладка стремянки накладного ушка; 6 — стремянка крепления накладного ушка; 7 — накладное ушко; 8 — стяжной болт; 9—палец рессоры; 10 — передний кронштейн: 11 — передняя рессора; 12 — упорный кронштейн буфера рессоры; 13— накладка; 14 — основной буфер рессоры; 15 — кронштейн крепления амортизатора к раме; 16 — шайба; 17 — верхний вкладыш скользящей опоры: 18 — стяжной болт заднего кронштейна; 19 — боковой вкладыш скользящей опоры; 20 — задний кронштейн рессоры; 21 — дополнительный резиновый буфер; 22 — угольник; 23 — кронштейн крепления амортизатора к балке передней оси; 24 — гайки крепления стремянок рессор; 25 — втулка; 26 — масленка пальца рессоры; 27 — палец крепления накладного ушка; 28 — палец; 29 — резиновая втулка; 30 — центровой болт

Все листы рессор изготовлены из полосовой рессорной стали 60С2. Для увеличения усталостной прочности листы подвергаются термической обработке — закалке в штампах, фиксирующих заданную кривизну листа. Твердость листов после термической обработки составляет НВ 363—444. После термической обработки все листы рессор, кроме листов дополнительной рессоры, с вогнутой стороны подвергаются дробеструйной обработке.

У всех рессор листы в центре стянуты центровым болтом, что облегчает их сборку. Чтобы листы рессор не расходились в стороны, их стягивают несколькими хомутиками из полосовой стали.

Устройство передней подвески показано на рис. 71. В связи с тем, что на переднюю ось автомобиля-самосвала МАЗ-503 приходится большая нагрузка, передняя рессора у него имеет на один лист больше, чем у автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-504.

Дополнительный лист рессоры на автомобиле МАЗ-503 устанавливается пятым сверху; все остальные листы для всех моделей автомобилей одинаковые.

Для установки на автомобили рессор с минимальным расхождением по стреле прогиба собранные рессоры после осадки в зависимости от стрелы прогиба сортируют на две группы: первая группа — стрела прогиба равна 142+8 мм и вторая группа — стрела прогиба равна 142_8 мм. На автомобиль устанавливают рессоры только одной группы.

С целью уменьшения трения между листами перед сборкой рессоры их смазывают графитной смазкой. Два верхних листа рессоры имеют одинаковую длину. У третьего листа сзади отогнут конец, что позволяет деформироваться концам верхних листов. Все остальные листы постепенно уменьшаются по длине, вследствие чего напряжения в листах рессоры распределяются равномерно.

К заднему концу пятого листа рессоры приклепывается стяжной хомут, ушки которого стягиваются болтами с распорными втулками. К обоим концам десятого листа рессоры также приклепываются стяжные хомуты.

Рессора средней частью опирается на специальную площадку балки 1 и крепится к ней через литую накладку 13 двумя стремянками 3 и 4, изготовленными из легированной стали 40Х; стремянки затягиваются высокими гайками 24.

В литой накладке рессоры укреплен основной резиновый буфер 14, который выступает из нее и ограничивает прогиб рессоры, предотвращая тем самым удар ее о продольную балку рамы. К продольной балке рамы и приклепанному к ней угольнику 22 болтами прикреплен дополнительный резиновый буфер 21, смягчающий удары и несколько увеличивающий жесткость рессоры при значительных перегрузках. На переднем конце коренного листа установлено отъемное накладное ушко 7, в центральное отверстие которого запрессована втулка 25. В передней части накладное ушко крепится к коренному листу рессоры с помощью ступенчатого пальца 27 с резьбой на конце. Торцом стержня увеличенного диаметра палец упирается в коренной лист и надежно притягивается к нему корончатой гайкой, опирающейся на выемку в накладном ушке. Затем гайку шплинтуют. Передний конец подкоренного листа имеет овальное отверстие, в которое входит утолщеннная часть пальца. Наличие овального отверстия в этом листе, а также зазор 0,3—1,25 мм между головкой пальца и подкоренным листом дает возможность перемещаться листам в продольном направлении.

Задний конец накладного ушка приклепан к коренному листу рессоры и дополнительно притянут стремянкой 6, охватывающей ушко по выемке и четыре листа рессоры. К четвертому листу снизу приклепана накладка 5, имеющая два отверстия, через которые проходит стремянка ушка. На резьбовые концы стремянки навертываются гайки таким образом, чтобы между листами был некоторый зазор (примерно 0,30,8 мм). Для этого гайки вначале завертывают до отказа, а затем отвертывает на 1,5-2 оборота и в таком положении раскернивают резьбу в двух противоположных точках, фиксируя положение гаек на стремянке. Плотная затяжка гаек на стремянке недопустима, так как усилия, возникающие при продольном перемещении охваченных стремянкой листов рессоры, могут срезать стержни стремянок.

Передний конец рессоры посредством пальца 9 соединяется с кронштейном 10 на раме. В кронштейне палец закреплен неподвижно и опирается на обе его щеки. Для предотвращения проворачивания и перемещения пальца в кронштейне на концах пальца имеется лыска, в которую входит болт, стягивающий разрезную часть кронштейна. Втулка 25 накладного ушка, изготовленная из перлитного ковкого чугуна, повышает износостойкость соединения с пальцем рессоры.

Задний конец рессоры сделан скользящим. Коренной и подкоренной листы, имеющие сзади одинаковую длину, свободно опираются на цилиндрическую поверхность внутренней части заднего кронштейна 20. Вследствие этого при изменении длины рессор, вызванной их деформацией, концы рессор могут скользить по этой опорной поверхности. Щеки заднего кронштейна, стянутые болтом 18 через распорную втулку, препятствуют расхождению концов коренного и подкоренного листов рессоры.

Для предохранения заднего кронштейна рессоры от интенсивного износа в результате скольжения концов рессоры по опорной поверхности к его внутренней поверхности крепятся сменные защитные вкладышиодин верхний 17 и два боковых 19.

Задняя рессора показана на рис. 72.

К заднему концу шестого листа и о(юим концам восьмого листа рессоры приклепываются стяжные хомуты, ушки которых стягиваются болтами с распорными втулками. Верхние три листа сзади имеют одинаковую длину, у остальных листов длина каждого последующгео листа меньше предыдущего. Задние рессоры, в зависимости от прогиба стрелы, также делятся на две группы. К первой группе относятся рессоры, у которых стрела прогиба равна 134+8 мм, ко второй группе рессоры со стрелой прогиба 134_8 мм.

На переднем конце коренного листа установлено отъемное накладное ушко 13, принципиально ничем не отличающееся от описанного выше накладного ушка передней рессоры. Размеры заднего накладного ушка больше переднего. Палец 11, соединяющий ушко с кронштейном рессоры, также имеет больший диаметр. Крепление ушка на рессоре и фиксация пальца в переднем кронштейне задней рессоры аналогичны таким же соединениям на передней рессоре.

Задний конец рессоры также выполнен скользящим, а в заднем кронштейне предусмотрены такие же защитные вкладыши, как в заднем кронштейне передней рессоры.

Передняя подвеска МАЗ-500

Рис. 72. Задняя подвеска:

1 — передний кронштейн; 2—масленка; 3 — кронштейн дополнительной задней рессоры: 4 — основная рессора; 5 — дополнительная рессора; 6—стремянка; 7 — накладка задней рессоры; 8 — балка заднего моста: 9—подкладные листы; 10— задний кронштейн 11; — палец ушка: 12— втулка; 13 — накладное ушко: 14 — стяжной болт

Дополнительные задние рессоры 5 делятся на две группы: к первой относятся рессоры, у которых стрела прогиба равна 85+6 мм, ко второй — рессоры со стрелой прогиба 85-6 мм.

К концам четвертого листа дополнительной рессоры приклепаны хомуты, ограничивающие смещение листов рессоры. Концы хомутов загнуты на первый лист рессоры.

Дополнительная рессора имеет прямые концы и опирается на скользящие опоры кронштейнов рамы. Ее накладывают сверху на основную рессору, на нее устанавливают литую накладку, а между дополнительной и основной рессорой — прокладку.

К балке заднего моста основная и дополнительная рессоры крепятся с помощью стремянок 6. Для этого на верхней плоскости балки моста фрезеруется опорная площадка. Стремянки проходят через специальные приливы в нижней площадке балки заднего моста и притягиваются к ней высокими гайками.

Толкающие усилия от заднего моста к раме передаются передним концом коренного листа основной рессоры. Ограничителем прогиба задней рессоры служит резиновый буфер, установленный на балке моста рядом с рессорой и упирающийся в нижнюю полку продольной балки рамы. В этом месте внутри продольной балки установлен усиливающий угольник, повышающий жесткость нижней полки продольной балки рамы.