Уход за амортизаторами МАЗ-500

При ТО-1 нужно проверить надежность крепления амортизаторов, исправность резиновых втулок верхней и нижней опор.

Торцовые шайбы должны плотно прилегать к втулкам, ограничивая их деформацию, что необходимо для увеличения долговечности втулок.

После первых 3000 км пробега надо подтянуть наружную гайку амортизатора, для чего амортизатор снимают с автомобиля. Закрепив амортизатор в тисках за нижнюю головку, нужно растянуть его настолько, чтобы кожух сошел с корпуса амортизатора. Только после этого можно специальным ключом подтянуть наружную гайку амортизатора. Растяжение или сжатие амортизатора должно сопровождаться сопротивлением, большим при растяжении и меньшим при сжатии.

Периодически следует проверять надежность сальникового уплотнения, если необходимо — долить рабочую жидкость. Течь можно устранить, подтянув гайку 3 корпуса (см. рис. 73); если течь не прекращается, то надо заменить сальник 7 штока. Замену следует производить так, чтобы метка «низ» на сальнике была расположена снизу. Такое положение обеспечит правильную работу маслогонных канавок сальника.

Менять рабочую жидкость амортизатора следует через 25—30 тыс. км пробега автомобиля. Перед заменой рабочей жидкости амортизатор надо тщательно промыть керосином.

Для заправки амортизатора жидкостью шток с поршнем надо вдвинуть в цилиндр в нижнее положение, залить 750 см3 рабочей жидкости, а затем закрыть цилиндр направляющей, переместить сальник резервуара до направляющей и завернуть гайку корпуса.

В амортизатор следует заливать веретенное масло АУ (ГОСТ 1642—50) или смесь, состоящую из 50% (по объему) турбинного масла 22 (ГОСТ 32—53) и 50% трансформаторного масла (ГОСТ 982—56). Использование других жидкостей в произвольных количествах не допускается.

Амортизатор надо разбирать, если он не оказывает сопротивления, при смене жидкости и возникновения течи жидкости.

Без особой необходимости разбирать амортизатор не следует. Разборку можно производить только в условиях, исключающих попадание грязи и пыли на детали.

Амортизатор закрепляют за нижнюю головку в тисках и растягивают, как было указано выше. Отвернув гайку корпуса, последовательно сдвигают вверх по штоку все детали, расположенные между гайкой и направляющей цилиндра. Затем вынимают шток из цилиндра вместе с поршнем, отделяют поршень от штока, разбирают клапанный механизм. Также легко разбирается клапанный механизм основания цилиндра.

Основные неисправности амортизатора и способы их устранения


Причина неисправности Способ устранения
Ослабла затяжка гайки корпуса
Поврежден или имеет большой износ резиновый сальник штока
Поврежден или имеет большие гофры сальник резервуара
Подтянуть гайку корпуса
Заменить резиновый сальник резервуара
Шток свободно перемещается в начале хода растяжения или сжатия:
Количество жидкости в амортизаторе меньше нормы Проверить количество амортизаторной жидкости и залить в соответствии с нормой
Рабочий цилиндр неполностью залит жидкостью (если амортизатор находится в нерабочем положении, часть жидкости могла перетечь через дроссельные отверстия клапана) Прокачать амортизатор несколько раз, перемещая поршень на всю величину хода штока
Амортизатор не развивает достаточного усилия при растяжении:
Ослабла затяжка гайки корпуса

Нарушена герметичность клапана отдачи в результате засорения или повреждения его
Уменьшилась жесткость пружины клапана отдачи
Нарушена герметичность перепускного клапана поршня
Увеличилось количество жидкости, перетекающей через зазоры, в результате большого износа или глубоких
рисок на поверхностях трения направляющей и уплотнительных колец поршня



Подтянуть гайки корпуса
Разобрать клапан отдачи, промыть
клапан и поршень. Если клапан имеет повреждения, его следует заменить
Заменить пружину клапана отдачи или
между ее торцом и гайкой положить дополнительно регулировочные шайбу
Промыть детали перепускного клапана.
Проверить кольцевые запорные кромки на торцах поршня. Если кромки имеют небольшие неровности, торцы поршня нужно слегка притереть на ровной чугунной плите. В случае значительных повреждений поршень следует заменить
Заменить направляющую (втулку) или поршневые кольца



Амортизатор не развивает достаточного усилия при сжатии:
Ослабла затяжка гайки корпуса

Нарушена герметичность клапана сжатия в результате засорения или повреждения его деталей
Уменьшилась жесткость пружины клапана сжатия
Нарушена герметичность впускного клапана

Подтянуть гайку корпуса
Разобрать клапан; если имеются глубокие риски или следы значительного износа, эти детали следует заменить

Отрегулировать клапан, сохранив его ход не менее 2 мм, или заменить пружину
Промыть детали впускного клапана.
Если тарелка клапана повреждена и не прилегает плотно к седлу ее следует заменить
Амортизатор развивает слишком большое усилие в конце хода сжатия:
В амортизаторе содержится избыточное количество жидкости
Проверить количество амортизаторной жидкости и залить в соответствии с нормой
В амортизаторе при резком перемещении штока наблюдаются стуки
заедание
Ослабла затяжка гайки корпуса
Ослабла затяжка гайки поршня, в результате чего поршень имеет некоторое перемещение по штоку
Не соответствует норме количество жидкости в амортизаторе
Амортизаторная жидкость значительно загрязнена механическими примесями
Подтянуть гайку резервуара
Подтянуть гайку поршня
Проверить количество амортизаторной жидкости и залить в соответствии с нормой
Заменить амортизаторную жидкость