Углы установки передних колёс МАЗ-500
Устойчивость движения автомобиля, легкость управления им, более равномерный износ шин передних колес зависят от углов установки колес (рис. 78), приведенных ниже.
1. Продольный угол наклона шкворня 2°30 создается таким образом, чтобы нижний конец шкворня был вынесен вперед. Его положение определяется креплением рессоры в кронштейнах рамы.
Продольный угол наклона шкворня обеспечивает хорошую устойчивость автомобиля вследствие возникновения стабилизирующего момента, что особенно заметно при повороте, а также облегчает управление автомобилем. При изменении этого угла во время эксплуатации возможно появление виляния колес, ухудшение управляемости автомобиля (автомобиль «плохо держит дорогу») и затруднение выхода из поворота на прямолинейный участок. Указанные явления могут возникнуть при значительной неравномерности в осадке и прогибе передних рессор, скручивании балки передней оси или износе шкворневого соединения.
В этом случае необходимо восстановить продольный угол шкворня, заменив или исправив изношенные детали.
2. Поперечный угол наклона шкворня, равный 8°, обеспечивается наклонным отверстием в кулаке балки передней оси под шкворень.
Рис. 78. Установочные параметры колес
При наличии поперечного угла наклона шкворня в случае поворота автомобиля его передняя часть стремится подняться вверх, в то время как под действием силы тяжести автомобиля колеса стремятся вернуться в нейтральное положение, т. е. в положение для движения по прямой.
Стабилизирующий эффект от поперечного угла наклона шкворня проявляется в способности колес сохранять нейтральное положение при движении автомобиля независимо от наличия небольших толчков, передающихся на колеса от неровностей дороги.
Поперечный угол наклона шкворня может быть нарушен при прогибе балки передней оси.
3. Угол развала колеса 1° определяется заданным при обработке положением оси цапфы поворотного кулака по отношению к отверстиям в ушках кулака под шкворень.
При наличии угла развала колес создается горизонтальная составляющая вертикальной нагрузки, направленная к оси автомобиля. Эта сила всегда прижимает ступицу колеса к внутреннему роликоподшипнику. В случае отсутствия угла развала колес и наличия некоторого осевого зазора в подшипниках ступиц возможно осевое перемещение ступиц на подшипниках, в результате чего ухудшается устойчивость автомобиля при движении и возрастает износ шин.
На угле развала колес отражается износ шкворневого соединения, а также чрезмерные зазоры в подшипниках колес.
Для проверки развала колес рекомендуется измерить расстояния В и Й соответственно верхней и нижней частей ободов колес от какой-либо вертикальной плоскости или отвеса. Разность этих расстояний при правильном угле развала должна быть 7—11 мм.
4. Схождение колес в горизонтальной плоскости необходимо для того, чтобы передние колеса катились строго в продольной плоскости, так как при наличии угла развала колеса автомобиля стремятся катиться по расходящимся дугам в сторону от автомобиля. Схождение колес зависит от угла развала, с увеличением которого возрастает схождение. Неправильное, увеличенное схождение колес может привести к интенсивному износу шин.
Величину схождения проверяют по разности расстояний между торцами тормозных барабанов в горизонтальной плоскости сзади (размер Б) и спереди (размер А). При проверке схождения колес нужно установить автомобиль на ровной площадке, проверить давление в шинах и поставить передние колеса для движения по прямой.
Проверять желательно 2 раза; повторный замер проделать, продвинув автомобиль примерно на 1 м. Разность размеров Б и А должна быть 3—5 мм.
Схождение колес в горизонтальной плоскости устанавливается регулировкой длины поперечной рулевой тяги, на концах которой имеются правая и левая резьбы.
При изменении длины тяги следует отвернуть гайки стяжных болтов наконечников поперечной рулевой тяги и вращать тягу, пока не будет обеспечено нужное схождение колес. После регулировки необходимо надежно затянуть стяжные болты обоих наконечников.