Уход за передней осью МАЗ-500
В уход за передней осью входит проверка крепления шаровых сочленений продольной и поперечной рулевых тяг, крепление рычагов рулевой трапеции, проверка состояния шкворневого соединения и углов установки колес. При регулярной проверке крепления шаровых сочленений тяг рулевой трапеции обеспечивается безопасность движения. После длительной эксплуатации автомобиля необходимо периодически осматривать детали шаровых сочленений, обращая особое внимание на износ шаровой поверхности пальцев и проседание пружин, что может вызвать увеличенные зазоры в рулевом приводе, а следовательно, и ударные нагрузки.
На переходе от сферической поверхности пальцев к конической нельзя допускать значительных наминов, которые могут являться местом концентрации напряжений и вызывать поломку пальца. Пальцы с наминами следует своевременно заменять.
После сборки шарового сочленения продольной рулевой тяги необходимо его отрегулировать. Для этого надо пробку 6 (см. рис. 76) завернуть до отказа, после чего отвернуть на 1/2—1 оборота, т. е. до первого положения, при котором возможна шплинтовка гайки, и зашплинтовать ее. При этом следует обратить внимание на то, чтобы вырезы в сухарях шаровых пальцев совпадали и были концентричны шейке шарового пальца.
При регулировке шаровых сочленений поперечной рулевой тяги необходимо завернуть до отказа опорную пяту 9 (см.рис. 77), после чего отвернуть ее на 1/2—1 оборот (до первого положения, при котором возможно ее стопорение, и застопорить ее).
Необходимо также следить за надежностью крепления конических хвостовиков шаровых пальцев и рычагов рулевой трапеции в соответствующих деталях. При повышенном зазоре в результате недостаточной площади контакта сопрягаемых конических поверхностей не обеспечивается надежная затяжка этих деталей, поэтому их надо восстановить или заменить.
В связи с воздействием значительных динамических нагрузок на переднюю ось автомобиля особое внимание следует уделять состоянию шкворневого соединения, через которое передаются усилия от колеса к раме автомобиля.
Нельзя допускать повышенного износа шкворня и втулок поворотного кулака. Втулки шкворня рекомендуется менять, если зазор в сопряжении шкворня со втулкой превышает 0,1 мм, так как при чрезмерном износе деталей этого соединения возникает ударная нагрузка, способствующая разрушению подшипников ступиц колес и ослаблению конусного соединения шкворня с балкой передней оси. Кроме того, при повышенных зазорах в шкворневом соединении возможно нарушение углов установки колес.
Следует также проверять зазор между нижним торцом верхнего ушка поворотного кулака и кулаком балки передней оси.
Этот зазор должен быть не более 0,4 мм. Большой зазор свидетельствует об износе упорного шарикоподшипника или сопряженных с ним деталей (установочной сферической шайбы или торца нижнего ушка поворотного кулака). Для уменьшения этого зазора нужно установить металлические прокладки между верхним ушком поворотного кулака и балкой передней оси.
Периодически нужно проверять правильность углов установки колес, так как в результате износа и деформации деталей эти углы в процессе эксплуатации автомобиля могут меняться. Проверку углов надо проводить в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделе «Углы установки передних колес».
Проверку и регулировку углов поворота колес, как правило, нужно производить после регулировки схождения колес. При регулировке углов поворота колес изменяют положение упорных болтов, ввернутых в выступы балки передней оси. Удаление головки болта от выступа ограничивает угол поворота колеса и, наоборот, приближение головки болта к выступу увеличивает угол поворота колеса. При повороте автомобиля влево угол поворота левого колеса должен быть равен 38°; такой же угол должен быть при повороте правого колеса вправо.
После регулировки углов нужно проверить, не задевают ли шины при осадке рессор и поворотах колес в крайнее положение за детали автомобиля.
Колёса и шины
Основные данные колёс и шин
Размер обода колеса | 8.5 B-20 |
Размер шин в дюймах | 12.00-20 |
Давление воздуха в шинах в кГ1см-передних колес автомобилей |
|
МАЗ-500 и МАЗ-504 | 4.25 |
МАЗ-503 | 4.75 |
задних колес | 5.5 |
Расстояние между серединами шин задних колес в мм | 1860 |
Бес колеса с шиной (приблизительный) в кг | 140 |
Резьба гаек и болтов крепления колес |
M18*1.5 (правая) |