Уход за колёсами и шинами МАЗ-500
При неравномерной затяжке гаек колес и небрежной установке обода колеса на коническую поверхность спиц ступиц возможно повышенное биение колес, при котором нарушается надежность их крепления и возможен ускоренный износ шин.
Поэтому при эксплуатации необходимо обеспечивать правильный монтаж колес и 'своевременно устранять их биение. После установки колеса на ступицу нужно надеть прижимы на болты и навернуть гайки. Затяжку гаек лучше всего начинать с верхней гайки, затем завертывают диаметрально противоположную ей, после чего затягивают попарно другие диаметрально расположенные гайки. При затяжке гаек до отказа возможен перекос обода на ступице, поэтому рекомендуется гайки затягивать постепенно, стараясь не перекосить колесо и одновременно проверяя его биение. Биение колеса проверяют по расстоянию от проворачиваемого колеса до отвеса или угольника, поставленного вплотную к колесу. Отклонение колеса от угольника не должно превышать 8 мм.
Уменьшения биения колеса можно добиться изменением порядка затяжки гаек, т. е. после ослабления гаек начать затяжку с другой гайки, сохраняя при этом последовательность затяжки, указанную выше. Эксплуатация автомобиля с торцовым биением колеса свыше 8 мм не допускается.
Нужно также следить за своевременной подтяжкой гаек колес, чтобы предотвратить возможность возникновения биения колес.
Правильный монтаж шин обеспечивает сохранность ободов на бортов покрышек, исключает повреждение камер и повышает долговечность смонтированных шин.
При монтаже и демонтаже шин нужно пользоваться только предназначенным для этой цели инструментом.
Наличие конических полок на ободе колеса увеличивает срок службы шин, но, обеспечивая плотную и надежную посадку их на ободе, усложняет монтаж и демонтаж шин. Для облегчения монтажно-демонтажных работ с шинами к автомобилю придаются прямая и вилочная монтажные лопатки.
Ниже приводятся рекомендации, обусловливающие надежный и быстрый монтаж и демонтаж колес и длительный срок службы колес и шин.
Порядок демонтажа шин:
1) положить колесо бортовым кольцом вверх и спустить воздух из камеры;
2) вставить прямую лопатку между бортовым кольцом и шиной и отжать борт шины вниз (рис. 80, а);
3) в образовавшийся зазор между бортовым кольцом и шиной вставить вилочную лопатку таким образом, чтобы прямая лопатка находилась в пазу вилочной лопатки, а зубья вилочной лопатки надежно подхватывали бортовые кольцо (рис. 80, б);
4) последовательно перемещая по окружности колеса прямую на вилочную лопатки и отжимая ими борт шины, снять его с конической полки замкового кольца (рис. 80, е);
5) вставить конец прямой лопатки в прорезь на замковом кольце и отжать кольцо из замковой канавки, при этом вилочной лопаткой приподнять замковое кольцо вверх (рис. 80, г);
6) удерживая замковое кольцо вилочной лопаткой в приподнятом положении, завести конец прямой лопатки под торец замкового кольца; поддерживая кольцо рукой, прямой лопаткой выжимать замковое кольцо до тех пор, пока оно не выйдет полностью из замковой канавки обода (рис. 80, д и е).
Рис. 80. Порядок снятия шины с обода
7) вынуть бортовое кольцо и, перевернув колесо, снять борт шины с обода с помощью прямой и вилочной лопаток.
Порядок монтажа шин:
1) вложить камеру в шину и вставить ободную ленту, предварительно пересыпав камеру тальком;
2) надеть шину на обод и вставить в вентильный паз; при этом надо следить за тем,. чтобы не было перекоса вентиля (рис. 81,а).
3) надеть бортовое кольцо и вставить замковое кольцо средней частый в замковую канавку (рис. 81,6);
4) вдавить замковое кольцо ногами (сначала одну часть, а затем другую) до его посадки в замковую канавку;
5) накачать шину до нормального давления и навернуть на вентиль колпачок; при этом следует убедиться, что бортовое кольцо плотно удерживается замковым.
Рис. 81. Порядок монтажа шин на обод
При несоблюдении установленного давления воздуха в шинах сокращается срок их службы. Так, например, при уменьшении внутреннего давления в шинах по сравнению с нормой на 25% срок службы шин снижается примерно на 25—40%. Кроме того, при пониженном давлении воздуха в шинах значительно увеличивается расход топлива. В случае увеличения давления воздуха в шинах срок их службы также сокращается. Поэтому в шинах необходимо поддерживать нормальное давление. Проверять давление в шинах нужно ежедневно перед выездом. При проверке шины должны быть холодными. Езду на спущенных шинах даже на короткое расстояние допускать нельзя.
При перегрузке шин также резко сокращается их долговечность, так как повышаются напряжение и нагрев покрышек.
Чтобы избежать перегрузки шин, не следует перегружать автомобиль сверх установленной грузоподъемности; необходимо следить за равномерным распределением груза в кузове и не перевозить длинномерные грузы без прицепа.
В целях сохранения шин нужно избегать резкого троганья автомобиля с места, резкого его торможения и длительного буксования колес. Не рекомендуется применять на одном автомобиле шины с разным рисунком протектора, особенно на сдвоенных шинах задних колес. Большая разница в длине окружности этих колес (более 25 мм), а также разная сцепляемость их с дорогой могут привести к постоянной работе и износу деталей дифференциала и к повышенным потерям на трение.
Цепями противоскольжения следует пользоваться только при необходимости, не допуская применение их при выезде на дорогу с твердым покрытием, так как в этих условиях цепи быстро разрушают шину.
При ТО-2 следует переставить шины вместе с колесами согласно схеме, приведенной на рис. 82.
Рис.82. Схема перестановки колёс