Устройство рулевого механизма МАЗ-500

Рулевой механизм установлен на кронштейне левого лонжерона рамы. Управление механизмом осуществляется с помощью рулевой колонки, расположенной в кабине. Шарнирное соединение рулевой колонки и рулевого механизма обеспечивает возможность вращения (откидывания) кабины относительно передних точек крепления.

Рулевой механизм МАЗ-500

Рис. 86. Рулевой механизм:

1 — гайка; 2 — сошка; 3 — сальник сектора; 4 — упорное кольцо; 5 — подшипник вала сектора; 6 — картер; 7 — гайка-рейка; 6 — зубчатый сектор; 9 — прокладка; 10 — регулировочные прокладки подшипников винта; 11 — пробка сливного отверстия; 12—нижняя крышка; 13 — болт; 14 — подшипник винта рулевого механизма; 15 — винт рулевого механизма; 16 — держатель направляющих шариков: 17 — винт: 18 — шарики: 19 — направляющая шариков; 20 — пробка заливного отверстия; 21 — сальник винта рулевого механизма; 22 — шплинт; 23 — опорная пластина; 24 — гайка регулировочного винта; 25 — боковая крышка картера; 26 — контргайка; 27 —регулировочный винт; 28 — прокладка

Рулевой механизм (рис. 86) состоит из винта 15 и шариковой гайки-рейки 7, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 8. Винтовая передача относится к механизмам оригинальной конструкции, получившим название шарико-винтовых.

Вращательное движение винта механизма преобразуется в прямолинейное возвратно-поступательное движение гайки-рейки.

Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, который заполняется при сборке рулевого механизма шариками одного размера, изготовленными с высокой точностью. Для предотвращения выпадания шариков в гайку-рейку вставлены штампованные направляющие, состоящие из двух половинок и образующие замкнутую систему для качения шариков.

В гайке-рейке размещены два ряда шариков.

Винт и гайка-рейка подобраны из деталей одной размерной группы по величине радиального зазора. Точность сборки шарикового винта контролируется по величине крутящего момента, необходимого для проворачивания гайки на винте. Величина этого момента обычно не превышает 12—14 кГ-см. Если поставить винт в вертикальное положение, то гайка должна вращаться на винте от легкого толчка рукой. В комплект винта в сборе входит 102 шарика одного размера. По диаметру они могут отличаться друг от друга не более чем на 3 мкм. Установка хотя бы одного шарика, диаметр которого отличается от диаметра других более чем на 3 мкм, не допускается.

Высокая точность изготовления деталей и подбор их при сборке обеспечивают легкое и плавное вращение гайки-рейки на винте. Профиль резьбовой канавки на винте и гайке имеет так называемую готическую форму, что обусловливает четырехточечный контакт в винтовом канале передачи. Благодаря применению четырехточечного контакта зазоры в соединении винта с гайкой остаются практически постоянными независимо от направления усилия и изменения его величины.

Комплектность деталей, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка, шарики), нарушать не разрешается.

Вследствие непрерывного качения шариков между винтом и гайкой при вращении рулевого колеса потери на трение при работе рулевого механизма такого типа весьма малы.

Сектор рулевого механизма установлен в картере на трех игольчатых подшипниках. Осевое положение вала сектора определяется регулировочным винтом 27, головка которого входит в отверстие вала сектора и удерживается в нем с помощью гайки 24. Регулировочный винт 27 в сборе с валом сектора ввертывается в боковую крышку 25 картера и крепится контргайкой 26. Сектор имеет пять зубьев с переменной по длине толщиной. Средний зуб сектора входит в среднюю впадину гайки-рейки.

Толщина этого зуба сектора несколько увеличена по сравнению с толщиной остальных зубьев.

На торце вала сектора нанесена метка для правильной установки сошки. При сборке метки сошки и торца вала сектора должны быть совмещены.

При правильной установке сектора относительно гайки-рейки полный угол поворота сошки должен быть равен 80° или не менее 40е в каждую сторону от среднего положения. Полный угол поворота сошки соответствует пяти оборотам рулевого колеса.

При отсоединенной сошке не следует доводить рулевое колесо до упора в крайнее положение, так как это может привести к повреждению направляющих в гайке-рейке.

Винт рулевого механизма установлен в картере на двух подшипниках 14. При правильной регулировке эти подшипники должны быть затянуты обязательно с предварительным натягом.

Полость картера рулевого механизма уплотнена резиновыми сальниками 3 и 21 и закрыта крышками 25 и 12 с прокладками.

В верхней части картера расположено отверстие для заливки смазки, а в нижней его части — сливное отверстие. Отверстия закрыты коническими пробками 20 и 11.