Уход за рулевым механизмом МАЗ-500
Уход за рулевым механизмом заключается в систематической проверке и подтяжке креплений, смазке рулевого механизма согласно карте смазки и проведении необходимых регулировок.
Ежедневно путем осмотра следует проверять состояние сальников и уплотнений картера рулевого механизма с тем, чтобы своевременно предупредить возможность утечки смазки.
Для смазки картера рулевого механизма следует применять только чистое масло. Необходимо помнить, что конструкция шариковой гайки крайне чувствительна к присутствию в масле грязи, песка и воды. Поэтому инвентарь, применяемый для заправки, должен быть совершенно чист, а поверхность около отверстия для заливки смазки на картере рулевого механизма должна быть тщательно очищена от грязи.
При смене смазки надо обращать внимание на степень загрязненности сливаемого масла и при необходимости промыть картер 2 л свежей смазки.
Слив смазки считается законченным, если прекратилась ее течь из сливного отверстия. При сливе смазки из картера рулевого механизма рекомендуется пользоваться небольшим противнем, чтобы избежать попадания грязной смазки на гидроусилитель.
Заправочная емкость рулевого механизма равна 1,5 л. Уровень смазки должен располагаться на 20—25 мм ниже кромки отверстия для заливки. Переполнение картера смазкой выше этого уровня может привести к вытеканию смазки через сальники.
Рулевая колонка состоит из шлицевого полого вала, рулевого колеса и корпуса рулевой колонки с креплением, обеспечивающим надежное пользование рулевым приводом при управлении автомобилем во время движения и при опрокидывании кабины на стоянке.
Рис. 87. Рулевая колонка и рулевое колесо:
1 — шпонка: 2 — гайка; 3 — рулевое колесо; 4 — упорная шайба: 5 — вал рулевой колонки: 6 — стопорная втулка: 7 — корпус: 8 — обойма уплотнения: 9 — контактное кольцо: 10 — болт крепления вилки шарнира; 11 — вилки; 12 — крестовина; 13 — игольчатый подшипник; 14 —шпонка вилки шарнира; 15 —переходник: 16 — нижняя втулка; 17 — шлицевая втулка; 18 — кожух колонки; 19 — ушко верхнего крепления колонки; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — масленка: 22 — верхняя (бронзовая) втулка; 23—регулировочная гайка
Соединение колонки с рулевым механизмом осуществляется с помощью шарнира карданного типа. В качестве крестовины шарнира использована крестовина карданного вала автомобилей «Москвич». Игольчатые подшипники крестовины смазывают через угловую масленку, ввернутую в крестовину. Смазку следует нагнетать до появления ее из сапуна, установленного в центре крестовины. Разрезные вилки шарнира установлены на шпонке и стянуты болтом, ввернутым в тело вилки.
Применение телескопической рулевой колонки, имеющей шлицевое соединение с валом, позволяет сохранить практически неизменное положение рулевого колеса относительно сиденья водителя при откидывании кабины на стоянке. Это крайне важно для рационального использования пространства кабины и регулировки сиденья водителя (особенно по высоте). Шлицевое (скользящее) соединение вала рулевого механизма смазывается при сборке колонки и сезонно. Шлицы обеспечивают растягивание (увеличение длины) рулевой колонки при опрокидывании кабины относительно передних точек крепления. Применение телескопической рулевой колонки исключает возможность защемления водителя между рулевым колесом и сиденьем при откинутой кабине. В свою очередь, это создает удобство для проверки органов управления автомобиля (привода сцепления, тормоза и подачи топлива и рулевого управления) при откинутой кабине на стоянке.
Для обеспечения плавного вращения вал рулевой колонки установлен в бронзовой втулке 22, смазываемой с помощью масленки 21 (рис. 87), и в фторопластовой втулке 16, не требующей смазки.
Осевой зазор вала рулевой колонки в пределах 0,5 мм устанавливается с помощью гайки 23, которая крепится стопорной втулкой 6.
Рулевое колесо крепится на конусном конце вала с помощью гайки 2, затягиваемой до отказа.
Рулевое колесо автомобиля, сохраняя традиционную форму, не мешает водителю видеть приборы и хорошо вписывается в интерьер кабины.
На рулевой колонке смонтирована кнопка звукового сигнала, расположенного в центре рулевого колеса, и переключатель указателей поворота.