Уход гидроусилителем рулевого управления МАЗ-500
При эксплуатации автомобиля необходимо систематически проверять крепление гидроусилителя к кронштейну рамы автомобиля, периодически подтягивать гайки шаровых пальцев распределителя и крепление шкива насоса гидроусилителя.
При каждом техническом обслуживании необходимо проверять натяжение ремня привода насоса. Натяжение ремня осуществляется путем удаления регулировочных прокладок в разъемном шкиве насоса. При правильном натяжении ремня прогиб в средней части его под действием усилия 4 кГ должен быть в пределах 10—15 мм.
Необходимо регулярно в сроки, указанные в карте смазки, проверять уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, проводить смену масла в системе гидроусилителя и промывать фильтр насоса.
Ежедневно следует проверять герметичность соединений и уплотнений гидроусилителя, насоса, трубопроводов и шлангов системы. При подтекании смазки гидроусилитель нужно снять с автомобиля, разобрать и заменить дефектные уплотнительные кольца.
Разборка гидроусилителя, особенно распределителя, должна производиться только в случае крайней необходимости в условиях полной чистоты силами квалифицированных механиков.
Перед разборкой гидроусилитель должен быть тщательно очищен от грязи и промыт снаружи. После разборки детали гидроусилителя следует промыть в керосине или бензине, просушить и смазать маслом, применяемым в качестве рабочей жидкости.
Для системы гидроусилителя необходимо применять в качестве рабочей жидкости только чистое отфильтрованное масло, указанное в карте смазки. Масло в бачок насоса следует заливать через воронку с двойной мелкой сеткой. При заливке масла его нельзя взбалтывать или перемешивать в посуде, чтобы нижние слои масла не попали в гидросистему. Не разрешается полностью опорожнять посуду при заправке или доливке бачка насоса. Применение загрязненного масла вызывает быстрый износ деталей насоса, распределителя и силового цилиндра гидроусилителя.
При проверке уровня масла в бачке насоса (при каждом ТО-1) передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо. При работающем на холостом ходу двигателе уровень масла должен находиться ниже верхней кромки бачка насоса на 5—10 мм. Проверка уровня производится через заливную горловину бачка с помощью указателя уровня масла двигателя, расположенного рядом с насосом. Стержень указателя должен быть очищен от масла двигателя.
При каждом ТО-2 фильтр насоса нужно вынуть из бачка и промыть. При значительном засорении фильтра отвердевшими отложениями необходимо его промыть растворителем, применяемым при окраске автомобилей. Перед снятием крышка бачка должна быть тщательно очищена от грязи.
При смене масла, которая производится 2 раза в год (пвисезонном обслуживании), следует поднять переднюю ось автомобиля так, чтобы колеса не касались земли. Крышка бачка насоса гидроусилителя должна быть снята.
Для слива масла из системы необходимо:
1) отсоединить от распределителя трубопроводы нагнетательной и сливной магистралей и слить через них масло из насоса;
2) медленно поворачивая рулевое колесо влево и вправо до упора, слить масло из силового цилиндра.
После слива масла рекомендуется промыть насос гидроусилителя. Для этого нужно:
1) вынуть из бачка фильтр и промыть его, как указывалось выше:
2) тщательно протереть изнутри бачок, удалив из него остатки загрязненного масла;
3) установить промытый фильтр в бачок;
4) залить в бачок через воронку с двойной мелкой сеткой 1 л свежего масла и подождать, пока это масло сольется через трубопроводы.
При заливке свежего масла необходимо обеспечить полное удаление воздуха из системы. Это достигается следующим образом:
1) залить масло в бачок до нужного уровня и не трогать систему около 2 мин.
2) если передние колеса автомобиля подняты, пустить двигатель и дать поработать ему с малым число оборотов в течение 2 мин;
3) медленно повернуть колеса 2 раза до упора вправо и влево до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха в бачке;
4) установить на месте крышку бачка и детали ее крепления;
5) опустить автомобиль, повернуть колеса вправо и влево, проверить легкость управления и отсутствие утечек масла;
6) с помощью указателя уровня масла двигателя проверить уровень масла в бачке. Долить масло до требуемого уровня;
7) проверить отсутствие шума насоса при работе двигателя с максимальным числом оборотов.
В процессе эксплуатации может возникнуть необходимость в проверке работы насоса. Для проверки насоса его надо снять с автомобиля, слить масло, очистить и промыть снаружи.
Исправный насос в сборе должен создавать давление не менее 60 кГ/см2 при чисте оборотов 800—1000 в минуту.
Проверку насоса следует вести на стенде, оборудованном двигателем для привода насоса с помощью клинового ремня, гидроусилителем, манометром для замера давления, развиваемого насосом, и вентилем для кратковременного перекрытия магистрали нагнетания насоса (не более 15 сек).
При полностью закрытом вентиле исправный насос должен создавать давление не менее 65 кГ/см2.
Температура масла при испытании должна быть в пределах 65—75.