Регулировка рулевого управления МАЗ-500

В связи с приработкой деталей рулевого механизма и рулевой колонки, а также шарниров пулевых тяг и гидроусилителя и их креплений в процессе эксплуатации следует периодически проверять свободный ход рулевого колеса. Проверка должна проводиться с помощью приспособления для проверки свободного хода рулевого колеса при каждом обслуживании ТО-1.

Проверку свободного хода следует производить при работающем двигателе (при числе оборотов, превышающем по крайней мере на 25% число оборотов холостого хода), так как при неработающем двигателе предусмотренный зазор шарового пальца рулевой сошки в корпусе распределителя не позволит установить действительную величину свободного хода рулевого колеса.

Порядок проверки свободного хода рулевого колеса следующий:

1) установить передние колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;

2) повернуть рулевое колесо в левую сторону, чтобы устранить свободный ход, не нарушая положения передних колес;

3) в этом положении установить на рулевую колонку приспособление для проверки свободного хода рулевого колеса, а на рулевое колесо стрелку так, чтобы она была совмещена с нулевым делением шкалы приспособления;

4) повернуть рулевое колесо в правую сторону на величину свободного хода, не нарушая при этом положения передних колес, и по шкале приспособления определить величину свободного хода рулевого колеса, которая не должна превышать 10°.

Повышенный свободный ход рулевого колеса может вызываться увеличенными зазорами в сочленениях рулевого привода.

Поэтому, прежде чем регулировать рулевой механизм, следует проверить и подтянуть крепление рулевого механизма к кронштейну рамы, крепление сошки на валу сектора и вилок шарнира на винте и валу рулевой колонки, крепление рулевой колонки в кабине, проверить состояние шарнирных соединений рулевых тяг и гидроусилителя и крепление головки штока гидроусилителя к раме автомобиля, а также регулировку подшипников ступиц передних колес.

Если подтягивание креплений и регулировка зазоров в шарнирных соединениях рулевого привода не привели к уменьшению свободного хода рулевого колеса, следует приступить к регулировке рулевого механизма.

Рулевой механизм имеет две регулировки: регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора с гайкой-рейкой.

Как правило, проверку регулировки подшипников достаточно производить при сезонном обслуживании, так как она связана с необходимостью слива смазки из картера. Однако если во время эксплуатации автомобиля обнаружатся признаки отсутствия натяга подшипников (осевое перемещение винта относительно картера рулевого механизма, подтекание смазки по уплотнению нижней крышки картера), необходимо немедленно отрегулировать подшипники.

Регулировку надо проводить в следующем порядке:

1) установить передние колеса автомобиля в положение, соответствующее движению по прямой;

2) слить смазку из картера;

3) отсоединить гидроусилитель от сошки;

4) отсоединить вилку шарнира от винта рулевого механизма;

5) ослабить контргайку и повернуть регулировочный винт 27 (рис. 86) против часовой стрелки на 1,0—1,5 оборота, чтобы снять с подшипников винта рулевого механизма нагрузку, создаваемую плотным зацеплением сектора 8 с гайкой-рейкой 7;

6) установить величину зазора в подшипниках 14 путем замера осевого перемещения винта 15 при покачивании сошки 2 рукой; замер перемещения винта лучше всего производить с помощью индикатора;

7) отвернуть болты крепления нижней крышки, снять крышку 12 и удалить часть прокладок 10, суммарная толщина которых должна быть равной замеренному осевому перемещению винта.

Установить крышку 12 и оставленные прокладки 10 на место и, покачивая сошку 2, проверить отсутствие перемещения винта 15-,

8) если при первом удалении прокладок зазор в подшипниках не устранен, снять дополнительно нужное количество прокладок;

9) соединить вилку шарнира с винтом рулевого механизма и проверить с помощью пружинного динамометра (безмена) усилие на ободе рулевого колеса; при правильно отрегулированных подшипниках усилие, необходимое для поворота рулевого колеса около среднего положения, должно быть в пределах 0,3—0,6 кГ.

Прежде чем приступить к регулировке зацепления сектора с гайкой-рейкой, следует проверить осевой зазор регулировочного винта 27 в валу сектора. Этот зазор не должен превышать 0,1 мм. Величину зазора можно проверить с помощью индикатора при покачивании сектора вдоль оси.

Если осевой зазор больше допустимого, необходимо рулевой механизм снять с автомобиля, затем снять боковую крышку и вынуть сектор. Удалить сварку на запорной гайке и, ввертывая ее, довести осевой зазор регулировочного винта до 0,06 мм.

Винт при этом должен вращаться свободно. Чтобы застопорить гайку, ее приваривают к сектору в одной точке диаметром 4 мм.

Если осевой зазор регулировочного винта не превышает 0,1 мм, следует приступить к регулировке зацепления. Регулировку зацепления необходимо производить в следующем порядке:

1) вращать регулировочный винт 27 по часовой стрелке до упора, чтобы зазор в зацеплении был доведен до нуля;

2) измерить с помощью пружинного динамометра усилие на ободе рулевого колеса, необходимое для поворота его около среднего положения; это усилие должно быть в пределах 1—1,5 кГ. .

В случае необходимости, вращая регулировочный винт, довести усилие до указанной выше величины. При этом свободный ход рулевого колеса, замеренный с помощью приспособления, не должен превышать 8° при неподвижной сошке 2. Законтрить регулировочный винт и присоединить гидроусилитель к сошке.

После окончания регулировок необходимо окончательно проверить свободный ход рулевого колеса при работающем двигателе. При правильно отрегулированном рулевом управлении усилие на ободе рулевого колеса в случае поворота колес ненагружеиного автомобиля не превышает 20 кГ.

ТОРМОЗА И ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тормоза служат для уменьшения с различной интенсивностью скорости движения автомобиля до необходимой величины или до полной его остановки. Учитывая, что величина тормозного пути зависит от общего веса автомобиля и скорости его движения, автомобили МАЗ большой грузоподъемности оборудуют надежной системой тормозов.

Схема пневматического привода тормозов автомобилей МАЗ-500

Рис. 91. Схема пневматического привода тормозов автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-504:

1 — передний колесный тормоз; 2 — компрессор; 3 — трубопровод подачи воздуха в компрессор; 4 — регулятор давления воздуха; 5 — предохранительный клапан; 6 — горизонтальная тяга привода тормозного крана; 7 — вертикальная тяга привода тормозного крана; 8 — кран отбора воздуха; 9—педаль ножного тормоза; 10— возвратная пружина; 11 — указатель давления воздуха в тормозных камерах; 12 — указатель давления воздуха в пневматическом приводе тормозов; 13 — воздушный баллон; 14 — тормозной кран, 15 — тормозная камера; 16 — воздухопровод подвода воздуха к тормозному крану; 17 — задний колесный тормоз; 18 — воздухопровод для подачи воздуха к тормозным камерам задних колес; 19—канал подачи воздуха к тормозному крану; 20 — канал для выпуска воздуха из крана; 21 — воздухопроводы подачи к тормозным камерам передних колес; 22 — воздухопровод подачи воздуха к прицепу; 23 — разобщительный кран; 24 — соединительная головка

Автомобили МАЗ имеют тормоза двух типов, действующие независимо один от другого: ножной, действующий на все колеса автомобиля, и ручной, действующий на трансмиссию. Рабочим тормозом при движении автомобиля является ножной; ручной тормоз предназначен для торможения автомобиля на стоянке и только в крайнем случае может быть использован во время движения, например, при выходе из строя системы управления ножным тормозом. При пользовании ручным тормозом все детали трансмиссии, расположенные между тормозом и колесами, нагружаются значительным тормозным моментом. Поэтому резкое торможение ручным тормозом может привести к возникновению в трансмиссии ударных нагрузок. Последнее обстоятельство и ограничивает использование ручного тормоза в качестве стояночного.

Схема пневматического привода тормозов автомобилей МАЗ-500

Рис. 92. Схема пневматического привода тормозов автомобилей МАЗ-503 и МАЗ-503Б:

1 — передний колесный тормоз; 2 — компрессор; 3 — воздухопровод подачи воздуха в компрессор; 4 — регулятор давления воздуха; 5 — предохранительный клапан; 6 — воздушные баллоны; 7 — воздухопровод подачи воздуха к камерам задних колес; 8 — воздухопровод подачи воздуха к тормозному крану; 9 — воздухопровод подачи воздуха к камерам передних колес; 10—задний колесный тормоз; 11—тормозная камера; 12 — возвратная пружина; 13 — тяга привода тормозного крана; 14 — указатель давления воздуха в тормозных камерах; 15 — указатель давления воздуха в пневмоприводе тормозов; 16 — кран отбора воздуха; 17—педаль ножного тормоза; 18 — вертикальная тяга привода тормозного крана

С целью облегчения управления тормозам и ножной тормоз имеет пневматический привод, схемы которого показаны на рис. 91 и 92.