Устройство ножного тормоза МАЗ-500
Основные данные колесных тормозов
Диаметр тормозного барабана передних и задних колес в мм: |
420+0.25 |
Автомобиль МАЗ-500 | |
Ширина тормозной накладки тормозов в мм: передних колес |
100±1,5 |
Общая поверхность тормозных накладок в см2 |
140±1,5 |
передних колес: | 1760 |
задних колес: | 2460 |
Ножной тормоз является основным и действует непосредственно на четыре колеса автомобиля.
Управление ножным тормозом осуществляется от ножной подвесной педали, шарнирно закрепленной в кронштейне на переднем щите в кабине. Стержень педали вместе с опорной площадкой входит в кабину и уплотняется в наклонной части панели резиновым уплотнителем. Литая часть педали имеет отлитый вместе с опорной бобышкой отросток в виде рычажка, посредством которого педаль связана с вертикальной тягой.
Угловое перемещение педали на оси вызывает такое же перемещение рычажка с шарнирно соединенной с ним вертикальной тягой. Для удобства монтажа тяга сделана составной из двух частей (первой и второй). Вторая тяга также шарнирно связана с рычагом, который сидит на оси, установленной в отверстии кронштейна опрокидывания кабины. Близкое расположение осей рычага и кронштейна опрокидывания кабины способствует тому, что опрокидывание кабины не вызывает изменения положения рычага и связанных с ним тяг.
На этой же оси с другой стороны кронштейна неподвижно закреплен другой рычаг, соединенный с горизонтальной (третьей) тягой управления тормозным краном. На промежуточную ось, установленную в кронштейне, привернутом к продольной балке рамы, надет рычаг с двумя ушками. К внутреннему ушку рычага присоединяется задний конец третьей тяги, а к наружному ушку — передний конец четвертой тяги, непосредственно связанной с рычагом тормозного крана. К последней тяге с помощью планки прикреплен один конец оттяжной пружины, способствующей возврату педали тормоза в начальное положение после снятия нагрузки на педаль. Другой конец этой пружины прикреплен к продольной балке рамы автомобиля.
Все тяги управления тормозным краном соединены между собой шарнирно через резьбовые вилки и пальцы. Наличие резьбовых вилок обеспечивает правильный монтаж и возможность регулировки привода.
Таким образом, перемещение тормозной педали вызывает изменение положения связанных с нею рычагов и тяг, воздействующих на тормозной кран пневматического привода тормозов. При нажатии на тормозную педаль тормозной кран пропускает в тормозные камеры воздух, давление которого пропорционально усилию, приложенному к тормозной педали. Поступающий в тормозные камеры воздух воздействует на рычаги разжимных кулаков колодок колесных тормозов, вызывая торможение колес.
Колесные тормоза — барабанного типа с двумя внутренними разжимными колодками. Устройство тормоза задних колес показано на рис. 93.
Рис. 93. Ножной тормоз задних колес:
1 — накладка колодки; 2 —палец крепления стяжной пружины; 3 — масленка; 4 — нижняя тормозная колодка: 5 — труба кронштейна тормозной камеры: 6 — вал разжимного кулака; 7 — стопор ролика колодки; 8—втулка; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — распорная втулка разжимного кулака; 11 — упорный ролик колодки; 12—разжимной кулак; 13 — суппорт; 14 — верхняя тормозная колодка; 15 — стяжная пружина; 16 — маслоотражатель; 17 — стяжная пружина колодка; 18 — ось колодок: 19 — стопорный винт; 20 — опорная шайба; 21 — стопорное кольцо; 22 — грязезащитный щиток; 23 — кронштейн тормозной камеры; 24 — регулировочные прокладки разжимного кулака; 25 — масленка; 26 — регулировочный рычаг; 27 — крышка корпуса рычага; 28 — упорная шайба; 29 — червячное колесо; 30 — червяк: 31 — шарик фиксатора; 32 — пробка фиксатора; 33 — корпус тормозной камеры; 34—регулировочная вилка штока тормозной камеры: 35 — упорный стакан пружины; 36—пружина; 37 — шток тормозной камеры; 38 — хомут; 39 — диафрагма тормозной камеры: 40 — диск штока; 41 — крышка; 42 — трубопровод подачи сжатого воздуха; 43 — тормозной барабан
К внутреннему фланцу ступицы заднего колеса болтами, ввернутыми в отверстия ступицы, крепится тормозной барабан 43. Барабан при этом центрируется по проточке фланца ступицы.
Концентричность расточенной поверхности тормозного барабана оси подшипников ступицы обеспечивается совместной обработкой барабана и ступицы.
Тормозной барабан отлит из специального серого чугуна повышенной прочности, обладающего также необходимыми антифрикционными свойствами. Наружная поверхность тормозного барабана имеет несколько литых ребер, увеличивающих жесткость обода барабана и его общую поверхность, что способствует более интенсивному охлаждению тормозов.
Внутренняя рабочая поверхность барабана после механической обработки раскатывается для получения необходимой чистоты этой поверхности.
К фланцу картера заднего моста надежно прикреплен литой суппорт 13 заднего тормоза.
Суппорт имеет два прилива. К одному из них на болтах привернут кронштейн 23 тормозной камеры, который одновременно является опорой разжимного кулака 12. Другой прилив имеет обработанное отверстие, в которое вставляется и стопорится ось 18 колодок заднего тормоза.
Колодки 4 и 14 колесных тормозов — штампованные сварные.
На цилиндрической поверхности штампованного из стальной полосы обода колодки расположено два ряда прямоугольных отверстий для фиксации положения штампованных ребер, имеющих соответствующие выступы. Ребра привариваются к ободу электродуговой сваркой, что обеспечивает прочное и жесткое соединение.
Обе колодки опираются на одну общую ось 18, установленную в бобышке суппорта заднего тормоза. Для этого с одной стороны каждого ребра сделаны пазы в виде полуокружностей, тщательно обработанных в линию, чтобы обеспечить соосность опорных поверхностей ребер. Обе колодки, опираясь на ось, охватывают ее почти по полной окружности.
С этой же стороны концы колодок притягиваются к оси двумя стяжными пружинами 17, расположенными с внешних сторон ребер. Для ограничения осевого смещения колодки служит шайба 20 и стопорное кольцо 21, которое устанавливается в канавку на конце оси колодок.
На другом конце ребер колодок тоже сделаны пазы в виде полуокружностей, но меньшего диаметра. На эти пазы шейками меньшего диаметра опирается ролик 11. Стальной ступенчатый ролик 1.1 фиксируется на колодке с помощью пружинного стопора, который продевается через овальные отверстия, сделанные в ребрах колодок, а концы его входят в отверстия в обоих торцах ролика. Поверхность ролика для повышения износостойкости подвергается закалке т. в. ч. до твердости НЯС 56—62.
Через ролики 11 колодки опираются на головку разжимного кулака 12. Колодки у разжимного кулака стянуты пружинами 15, концы которых охватывают оси, вставленные в ребра колодок. Наличие стяжных пружин с обоих концов колодок обеспечивает постоянное прижатие их к оси вращения и к головке разжимного кулака. Разжимной кулак представляет собой стержень, с одной стороны которого с помощью горизонтальной высадки сделана головка специального профиля. Стержень кулака имеет две цилиндрические опорные шейки и шлицевой участок. Разжимной кулак опирается на две втулки 8 из перлитного ковкого чугуна, запрессованные в кронштейн тормозной камеры. На шлицевой конец разжимного кулака надевается регулировочный рычаг 26, связанный со штоком 37 тормозной камеры. Осевое положение регулировочного рычага на шлицах разжимного кулака может быть изменено в зависимости от количества прокладок 24, устанавливаемых между торцами рычага и кронштейна.
Осевому смещению регулировочного рычага препятствует упорная шайба 28 и болт, ввертываемый в торец разжимного кулака. Головка разжимного кулака выполнена по спирали, благодаря чему при его повороте создаются равные перемещения колодок и, следовательно, их накладки 1 будут изнашиваться одинаково. Тормозные накладки изготовлены из асбестовой массы и крепятся к ободу колодки полыми латунными заклепками. К каждой колодке крепится по две тормозные накладки.
При торможении автомобиля перемещение штока 37 тормозной камеры приводит к перемещению регулировочного рычага и вызывает поворот разжимного кулака, головка которого раздвигает концы колодок и прижимает тормозные накладки к тормозному барабану, вызывая его замедление или полную остановку.
Размеры головок разжимных кулаков обеспечивают возможность раздвигания колодок даже при полном износе тормозных накладок.
По мере износа тормозных накладок зазоры между ними и тормозным барабаном увеличиваются. Этот зазор может быть уменьшен изменением положения головки разжимного кулака относительно тормозных колодок с помощью червячной передачи, имеющейся в регулировочном рычаге. Червячное колесо 29 имеет шлицевое отверстие, которым оно соединяется со шлицевой частью разжимного кулака. Червяк 30 регулировочного рычага изготовлен как одно целое с осью, установленной в литом корпусе регулировочного рычага. Червячная передача в корпусе закрыта крышками, стянутыми заклепками.
Выступающая из корпуса часть оси червяка имеет конец квадратного сечения. Положение червяка в корпусе фиксируется шариком 31, поджимаемым пружиной, размещенной в отверстии корпуса. Шарик входит в одну из лунок на поверхности оси червяка, фиксируя его в определенном положении. Вращая ключом квадратную головку оси червяка, можно поворачивать разжимной кулак, а следовательно, разводить тормозные колодки, уменьшая тем самым зазор между ними и барабаном.
Величина расхождения колодок, таким образом, зависит от числа оборотов оси червяка. Чем на большее число оборотов будет повернута ось червяка, тем меньше будет зазор между тормозными накладками и тормозным барабаном. Отсчет оборотов оси червяка можно вести по щелчкам шарикового фиксатора, которые ощущаются при вращении оси червяка.
Тормозные колодки и барабаны защищены от попадания грязи штампованными щитками 22, имеющими по контуру отгибку, которая входит в канавку на торце обода тормозного барабана, создавая лабиринтное уплотнение.
Со стороны подшипников ступиц колес тормоза защищены сальниковыми уплотнениями.
Для предохранения попадания смазки в тормозные механизмы в кронштейнах разжимных кулаков установлены резиновые уплотнительные кольца 9.
Устройство тормоза передних колес принципиально ничем не отличается от конструкции тормозов задних колес. Отличие заключается в уменьшенной ширине тормозных барабанов и тормозных накладок, более коротком разжимном кулаке и штампованном суппорте переднего тормоза, закрепленном на фланце цапфы поворотного кулака.
Электрооборудования
Тип | Г-105Б | Начальное число оборотов возбуждения генератора в горячем состоянии в минуту: | |
Номинальное напряжение в | 24 | без нагрузки, не более | 1800 |
Начальное число оборотов возбуждения генератора в холодном состоянии в минуту | с номинальной нагрузкой, не более | 2100 | |
ток холостого хода при работе в режиме двигателя в а | 7,5 | ||