Устройство тормозного крана МАЗ-503 и МАЗ-503Б

Автомобили-самосвалы используются главным образом без прицепов, поэтому пневматическая система привода тормозов их более простая. На этих автомобилях устанавливается одинарный тормозной кран и отсутствуют разобщительный кран и соединительная головка, предназначенные для питания воздухом прицепа.

Схема пневматического привода тормозов автомобиля показана на рис. 92.

Устройство тормозного крана показано на рис. 99.

В литом корпусе крана, образующем его левую полость установлен шток тормозного крана. Внутри этого штока размещается цилиндрическая уравновешивающая пружина, которая одной стороной упирается в донышко штока, а другой — в опорную подвижную шайбу уравновешивающей пружины.

В отверстие глухого торца вставлен упор штока, через который передаются на шток усилия рабочего рычага крана. Положение рычага, сидящего на оси в корпусе крана, может быть изменено относительно упора штока с помощью упорного регулировочного болта, который ввинчен в корпус крана. Против самоотвертывания болт фиксируется в корпусе крана контргайкой.

Тормозной кран автомобиля МАЗ-500

Рис. 99. Тормозной кран автомобиля МАЗ-503:

А — к .тормозным камерам автомобиля; Б — от воздушного баллона; В — в атмосферу; 1 — тяга привода тормозного крана; 2 — защитный чехол: 3 — крышка рычага; 4 — рычаг крана; 5 — уравновешивающая пружина; 6 — шток; 7 — корпус крана; 8 — опорная шайба уравновешивающей пружины; 9— диафрагма с направляющим стаканом; 10 — возвратная пружина диафрагмы; 11 — атмосферный клапан; 12 — возвратная пружина клапана; 13 — крышка тормозного крана; 14—впускной клапан; 15—пробка; 16 — седло впускного клапана; 17 — диафрагма выключателя сигнала торможения; 18—соединительная пластина контакта; 19 — пружина; 20 — подвижный контакт выключателя; 21 — корпус; 22 — канал для подвода сжатого воздуха к диафрагме выключателя сигнала торможения; 23—клапан выпускного окна; 24 — прокладка

С правой стороны к корпусу крана болтами привинчивается литая крышка, в которой располагаются клапаны управления краном. Между крышкой и корпусом крана зажимается эластичная диафрагма из специальной прорезиненной ткани.

В центре с диафрагмой соединяется штампованный стакан, перемещающийся в расточке корпуса и являющийся направляющей при деформации диафрагмы. С другой стороны к диафрагме прилегает направляющий стакан возвратной пружины.

Оба стакана поджимаются к диафрагме специальной гайкой, навинченной на стакан следящего механизма тормоза автомобиля.

На наружной поверхности стакана нарезана резьба, внутренняя часть его полая. На передней конической части стакана сделано отверстие для сообщения полостей, расположенных с обеих сторон диафрагмы. Стакан под действием возвратной пружины диафрагмы конической частью упирается в опорную шайбу уравновешивающей пружины штока цилиндра крана.

Задняя часть стакана следящего механизма является седлом для резинового конического атмосферного клапана, который жестко соединен с резиновым коническим впускным клапаном.

Между приливом в крышке корпуса и торцом штуцера для подвода воздуха из воздушного баллона в пневматический привод тормозов устанавливается седло впускного клапана. Под воздействием конической возвратной пружины впускной клапан прижимается к седлу. В свободном состоянии, когда педаль тормоза не нажата, нижняя часть рычага крана находится в левом крайнем положении и не воздействует на шток цилиндра. Впускной клапан закрыт, прижатый к седлу, и сжатый воздух из воздушных баллонов не поступает в тормозные камеры колес. Магистрали, соединяющиеся с тормозными камерами, сообщены с атмосферой через открытый атмосферный клапан, стакан следящего механизма тормозов и клапан выпускного отверстия в корпусе крана.

При нажатии на тормозную педаль под воздействием системы рычагов и тяг привода тормозного крана верхний конец рабочего рычага крана перемещается вперед, что вызывает нажатие нижнего конца рычага на упор штока. Шток перемещается в цилиндр назад и через опорную шайбу уравновешивающей пружины нажимает на коническую часть стакана следящего механизма. В результате этого полый торец стакана уплотняется по конической поверхности атмосферного клапана, вследствие чего прекращается сообщение с атмосферой магистрали тормозных камер колесных тормозов автомобиля.

При дальнейшем продвижении назад штока крана и стакана следящего механизма блок клапанов перемещается дальше, впускной клапан отрывается от седла, и открывается проход для сжатого воздуха из воздушного баллона в тормозные камеры колесных тормозов автомобиля. Таким образом, тормоза приводятся в действие.

При отпускании тормозной педали под воздействием возвратной пружины в приводе тормозного крана верхний конец рабочего рычага крана отходит назад, а нижний конец рычага — вперед до упора в упорный болт. Шток крана, стакан следящего механизма и блок клапанов также перемещаются вперед.

При этом впускной клапан садится на седло, а седло атмосферного клапана на торце стакана под воздействием его возвратной пружины удаляется от атмосферного клапана. Вследствие этого прекращается поступление сжатого воздуха из воздушных баллонов в тормозные камеры колесных тормозов. По магистралям тормозных камер сжатый воздух отводится в атмосферу через атмосферный клапан, стакан следящего механизма и клапан выпускного отверстия в корпусе крана. Не встречая сопротивления, стяжные пружины отводят колодки колесных тормозов от барабанов.

Конструкция крана обеспечивает прямую зависимость интенсивности торможения от усилия, приложенного к педали тормоза, т. е. следящее действие крана. При большом давлении в воздушных баллонах автомобиля воздух, поступающий через впускной клапан, создает пропорциональное этому давлению усилие, которое заставляет прогнуться вперед диафрагму и переместиться в том же направлении все связанные с ней детали, преодолевая сопротивление уравновешивающей пружины штока.

При перемещении стакана вперед вместе с ним под воздействием своей пружины перемещается вперед блок клапанов.

При этом атмосферный клапан остается закрытым. Затем закрывается впускной клапан и прекращается дальнейшее повышение давления воздуха в тормозных камерах колес.

Следящее действие крана прекращается в конце хода педали; при этом давление в тормозных камерах соответствует давлению в воздушных баллонах.

В корпусе тормозного крана установлен включатель сигнала «Стоп».