Уход за тормозным краном МАЗ-503
В процессе эксплуатации необходимо периодически очищать кран от грязи, проверять его герметичность и работоспособность. Нельзя допускать попадания грязи, масла и воды в полости крана, так как грязь может привести к заеданию движущихся деталей, вода — к корродированию их, а масло — к разрушению резиновых клапанов и уплотнения.
Для проверки герметичности тормозного крана проверяемые места покрывают мыльной водой, а место утечки обнаруживают по появлению мыльных пузырей. О негерметичности атмосферного клапана свидетельствует проход воздуха через выпускное отверстие при торможении автомобиля. Если воздух через выпускное отверстие проходит при торможении автомобиля, значит, негерметичен впускной клапан. Негерметичные клапаны следует заменить.
Впускные клапаны должны иметь определенную величину открытия, равную 2,5—3 мм при полном ходе рычага тормозного крана. Для определения величины открытия впускного клапана воздухопровод нужно отсоединить от соединительного штуцера, ввернутого в крышку тормозного крана. С помощью линейки или глубиномера через отверстие в штуцере измеряют ход впускного клапана при нажатой до отказа педали тормоза. Величину хода открытия впускного клапана регулируют прокладками, установленными между корпусом крана и штуцером.
Свободный ход конца рабочего рычага, когда еще не происходит перемещения диафрагмы, должен быть равен 1—2 мм.
Его регулируют упорным болтом и контргайкой.
Тормозные камеры
Тормозные камеры (см. рис. 93), предназначенные для приведения в действие передних и задних колесных тормозов, по конструкции одинаковые и отличаются только размерами: задние тормозные камеры больше передних. Между штампованным корпусом 33 и крышкой при помощи хомута 38, охватывающего одновременно корпус с крышкой, и болтов зажимается резиновая диафрагма 39 с тканевой прослойкой. Средней частью диафрагма опирается на диск 40, прикрепленный к штоку 37.
Усилием возвратных пружин диафрагма,прижимается к крышке тормозной камеры. Через вилку 34, навинченную на шток, тормозная камера присоединяется к регулировочным рычагам 26.
В крышке камеры имеется штуцер для подвода воздуха.
При торможении сжатый воздух поступает в полость между диафрагмой и крышкой и, отжимая диафрагму, перемещает шток и сжимает возвратные пружины, вследствие чего поворачивается регулировочный рычаг, посаженный на шлицевой конец разжимного кулака. Перемещение диафрагмы при торможении определяется величиной зазора между колодками и тормозным барабаном и будет тем больше, чем больше этот зазор. Для крепления тормозных камер к кронштейнам к их корпусам приварены болты.
При опускании тормозной педали сжатый воздух из тормозных камер выходит через тормозной кран в атмосферу, а возвратные пружины перемещают диафрагму и шток в исходное положение.
В процессе эксплуатации необходимо следить за креплением тормозных камер к кронштейнам и их герметичностью. Большая утечка воздуха может быть определена на слух, а малые утечки определяются с помощью мыльной воды.
При обнаружении утечки нужно проверить затяжку болтов хомута. Если утечка не устраняется подтяжкой болтов, надо проверить исправность диафрагмы и в случае необходимости заменить ее. При смене диафрагмы нужно убедиться, что корпус и крышка имеют ровные, без вмятин, фланцы.
Соединительная головка
Для сообщения между собой магистралей автомобиля и прицепа служит соединительная головка. На автомобилях МАЗ-500 и МАЗ-504 применяются соединительные головки с угловым расположением магистралей (рис. 100), изготовленные в соответствии с ГОСТом 4365-48. Корпус соединительной головки представляет собой пустотелую отливку из ковкого чугуна. В средней части корпуса отлита скоба, а на противоположном краю — выступ. В центре сферической части корпуса имеется бобышка с отверстием под хвостовик обратного клапана соединительной головки. Тарелка обратного клапана цилиндрической пружиной, центрирующейся по бобышке в корпусе, прижимается к резиновому уплотняющему кольцу, зажатому при помощи кольцевой гайки в выточке корпуса. Клапан предотвращает выход воздуха из магистрали тягача при отрыве прицепа. Корпус снабжен штампованной крышкой, прикрепленной к оси и предотвращающей попадание пыли и грязи в магистраль при расцеплении головок.
Рис. 100. Соединительная головка:
1 — корпус; 2 —пружина; 3 — крышка; 4 — прокладка; 5—гайка; 6 — уплотнительное кольцо; 7 —обратный клапан
Головка прицепа устанавливается на конце шланга. Отличие ее конструкции от описанной выше состоит в том, что вместо обратного клапана в ее корпус запрессован штифт, который при соединении с головкой тягача открывает ее обратный клапан.
Чтобы соединить головки тягача и прицепа, сдвигают их штампованные крышки, поворачивая на оси до предела в сторону. Затем, поворачивая шланг с головкой, их соединяют так, чтобы выступ одной головки вошел в скобу другой, а резиновые уплотнительные кольца плотно прилегали.
Наличие срезов на выступах обеих головок обеспечивает их плотное прижатие и создает герметичное соединение магистралей. Таким образом, конструкция соединительной головки, обусловливает быстрое и надежное соединение магистралей. При поломке сцепного приспособления соединительный шланг поворачивает головку, вследствие чего магистрали разъединяются без разрыва соединительного шланга. При этом обратный клапан закрывается, препятствуя выходу сжатого воздуха из магистрали автомобиля в атмосферу.
Устройство разобщительного крана показано на рис. 101.
Корпус крана отлит из серого чугуна. В центре его сделано коническое отверстие, а с боков имеются резьбовые отверстия для присоединения воздухопроводов. Пробка крана, изготовленная из бронзы, также коническая. Для обеспечения плотности соединения конические поверхности пробки и корпуса притираются друг к другу.
Рис. 101. Разобщительный кран с помощью заклепки, стягивающей
В стержне пробки крана сделано сквозное продолговатое отверстие, а на хвостовике меньшего диаметра имеется цилиндрическая проточка с вертикальной лыской. В ручке крана сделано отверстие, соответствующее сечению хвостовика пробки крана и препятствующее провертыванию ручки на пробке.
Со стороны большего диаметра конуса пробка прижимается к коническому отверстию в корпусе цилиндрической пружиной и резьбовой заглушкой.
Первое положение пробки — прорезь ее установлена против резьбовых отверстий соединительных магистралей. В этом случае входящая и выходящая магистрали соединены, и воздух может поступать от автомобиля к прицепу.
Во втором положении, перпендикулярном к первому, пробка крана уплотняется в коническом отверстии корпуса, и магистрали автомобиля и прицепа разъединены. Каждому из этих положений пробки соответствует крайнее положение рукоятки, которое определяется выступом на ней и пазом в корпусе крана.
Соединение воздухопроводов с корпусом крана осуществляется с помощью прямых ниппелей.
Кран отбора воздуха
Кран 8 (см. рис. 91) отбора воздуха расположен на воздушном баллоне и предназначен для присоединения шланга для накачки шин. Отверстие для присоединения шланга нужно всегда закрывать (если не производится отбор воздуха) колпачковой гайкой, чтобы кран не засорялся. Следует систематически проверять герметичность крана с помощью мыльной воды.
Если имеется утечка воздуха, следует сильнее завернуть запорную иглу крана.
На автомобиле МЛЗ-503 кран 16 (см. рис. 92) отбора воздуха расположен на правом лонжероне рамы автомобиля.
Воздушные баллоны
На автомобиле МАЗ-500 установлены два воздушных баллона емкостью по 23 л каждый. Ежедневно по окончании работы, когда воздух в баллоне находится под давлением, необходимо открывать спускной кран, расположенный в нижней части баллона, и сливать конденсат. Если сливать конденсат при отсутствии давления, то очистка баллона будет недостаточной, что может вызвать ржавление внутренней поверхности баллона. Следует периодически проверять герметичность спускного крана и всех соединений баллона, а также проверять и подтягивать крепление баллона. При среднем ремонте автомобиля баллон надо продуть паром или промыть горячей водой, после чего проверить герметичность баллона гидравлическим испытанием при давлении 14 кГ/см2.