Генератор МАЗ-500
Электрооборудование
Генератор
Тип | Г-105 | Начальное число оборотов возбуждения генератора в горячем состоянии в минуту: | |
Номинальное ток н в | 24 | без нагрузки не более: | 1800 |
Номинальный ток в а | 16 | с номинальной нагрузкой, не более: | 2100 |
Начальное число оборотов возбуждения генератора в холодном состоянии в минуту: | Ток холостого хода при работе в режиме двигателя в а | 7,5 | |
без нагрузки, не более | 1750 | ||
с номинальной нагрузкой, не более | 2000 |
Устройство генератора
Генератор Г-105Б представляет собой четырехполюсную электрическую машину постоянного тока с выводом отрицательного полюса на массу. Генератор является источником электрической энергии на автомобиле и служит для питания всех потребителей, а также для подзарядки аккумуляторных батарей.
На рис. 102 показана конструкция генератора.
В корпусе 3 помещены четыре катушки возбуждения, соединенные последовательно и прикрепленные к корпусу полюсами с помощью винтов. Один конец катушек соединен с клеммой 23 (шунт), а другой — с отрицательной щеткой. Литые чугунные крышки корпуса (задняя 11 и передняя 19) служат опорами для шарикоподшипников 9 и 17. В шарикоподшипниках вращается якорь 2 генератора, несущий на себе обмотку возбуждения. Для уплотнения шарикоподшипников установлены специальные уплотнители 12 и 13, состоящие из штампованных крышек, в которые помещены войлочные шайбы. Крышки с войлочными шайбами закреплены винтами 7 и 18. Для предотвращения осевых смещений якорь крепится гайкой 8.
В задней крышке генератора смонтированы четыре щеткодержателя 5 с нажимными пружинами н щетками 6.
Пружины прижимают щетки к коллектору с усилием 0,8—1,3 кГ. Две щетки соединены с корпусом генератора и являются отрицательными. Две другие щетки изолированы от корпуса, соединены между собой и выведены отдельным проводом на клемму 22 (якорь). Эти щетки положительные. В генераторе устанавливаются четыре щетки марки ЭГ-13П размером 22,3X X 6,4X23,5 мм.
Рис. 102. Генератор:
1 — обмотка возбуждения; 2 — якорь; 3 — корпус: 4 — защитная лента; 5 — щеткодержатель с пружиной; 6 — щетка: 7 — винт крепления крышки подшипника; 8—гайка крепления якоря; 9 и 17 — шарикоподшипники; 10 — защитная крышка; 11 — задняя крышка генератора; 12 и 13 — уплотнители шарикоподшипников; 14 — шкив; 15 — шпонка; 16 — гайка; 18 — винт крепления защитной крышки: 19 — передняя крышка генератора; 20 — винт крепления ленты; 21 — стяжная шпилька; 22—клемма Я генератора; 23 — клемма Ш генератора; 24 — винт крепления провода от корпуса реле-регулятора
Обе крышки генератора стянуты на корпусе шпильками 21.
На передний свободный конец вала якоря с помощью шпонки 15 насажен шкив 14, закрепленный гайкой 16.
Для обслуживания щеточно-коллекторного узла в корпусе генератора имеются специальные окна, закрытые защитной лентой 4, стянутой винтом 20. На передней крышке генератора, в верхней части, имеется специальный прилив с резьбовым отверстием, служащий для натяжения ремня генератора. В нижней части передней и задней крышек сделаны приливы с отверстиями для крепления генератора к кронштейну на двигателе.
Винт 24 на корпусе генератора служит для присоединения провода от корпуса реле-регулятора. С помощью этого винта и клемм 22 и 23 генератор присоединяется к реле-регулятору.
Особенностью конструкции генератора Г-105Б является отсутствие специальных масленок для смазки подшипников. Подшипники смазываются долговечной смазкой, которая заменяется только через 50 ООО км пробега автомобиля.
Описание работы генератора дано ниже в разделе «Реле-регулятор».
Уход за генератором
Для обеспечения надежной и безотказной работы генератора в эксплуатации необходимо ежедневно перед выездом проверять его работу по амперметру. При ТО-1 нужно дополнительно проверить натяжение приводного ремня, крепление генератора к двигателю и надежность крепления приводов к клеммам генератора. При ТО-2 дополнительно следует проверить работу щеточно-коллекторного узла. Щетки, изношенные до размера 17 мм по высоте, подлежат замене. Перед установкой новых щеток последние притираются к коллектору. При ТО-2 также нужно подтянуть стяжные шпильки корпуса генератора. Через каждые 50 ООО км пробега автомобиля следует заменять смазку в подшипниках. Подшипники смазывают смазкой ЛЗ-158 (МРТУ 12Н139—64).
Разбирать генератор в течение гарантийного пробега (30 ООО км) запрещается. Все обслуживание производится только через смотровые окна в корпусе. Разборка в течение гарантийного пробега разрешается только в случае выхода генератора из строя.
После разборки и ремонта генератор проверяют. Для этого собранный генератор подсоединяют к батарее 24 в. Плюс батареи через амперметр на 10 а присоединяют к клемме Я генератора, а минус — к корпусу генератора. Клеммы Я и Ш генератора необходимо замкнуть отдельным проводом. Якорь генератора должен вращаться плавно, без рывков. Рывки свидетельствуют о неправильной сборке генератора, перекосах крышек, задевании якоря за полюсы. Потребляемый генератором ток должен быть не более 7,5 а. Слишком большой потребляемый ток указывает на наличие замыкания в якоре.
Основные неисправности генератора и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Амперметр не показывает зарядного тока: Пробуксовывает приводной ремень Отключился предохранитель, установленный на кронштейне реле-регулятора Нет контакта между щетками и коллектором |
Натянуть ремень Нажать кнопку предохранителя Зачистить коллектор стеклянной шкуркой |
Амперметр показывает зарядный ток, но с увеличением числа оборотов зарядный ток уменьшается: Пробуксовывает приводной ремень |
Подтянуть ремень |
Шум и стук в подшипниках генератора: Велико натяжения или перекосился приводной ремень Отсутствует смазка в подшипниках Разрушились подшипники |
Устранить перекос или уменьшит на натяжение приводного ремня Затянуть подшипники |
Стук щёток о коллектор якоря: Имеются сколы на щётках Сильно износились щётки Имеются биения коллектора |
Заменить щётки Заменить щётки Проточить коллектор |