Генератор МАЗ-500

Электрооборудование

Генератор


Тип Г-105 Начальное число оборотов возбуждения генератора в горячем состоянии в минуту:
Номинальное ток н в 24 без нагрузки не более: 1800
Номинальный ток в а 16 с номинальной нагрузкой, не более: 2100
Начальное число оборотов возбуждения генератора в холодном состоянии в минуту: Ток холостого хода при работе в режиме двигателя в а 7,5
без нагрузки, не более 1750
с номинальной нагрузкой, не более 2000

Устройство генератора

Генератор Г-105Б представляет собой четырехполюсную электрическую машину постоянного тока с выводом отрицательного полюса на массу. Генератор является источником электрической энергии на автомобиле и служит для питания всех потребителей, а также для подзарядки аккумуляторных батарей.

На рис. 102 показана конструкция генератора.

В корпусе 3 помещены четыре катушки возбуждения, соединенные последовательно и прикрепленные к корпусу полюсами с помощью винтов. Один конец катушек соединен с клеммой 23 (шунт), а другой — с отрицательной щеткой. Литые чугунные крышки корпуса (задняя 11 и передняя 19) служат опорами для шарикоподшипников 9 и 17. В шарикоподшипниках вращается якорь 2 генератора, несущий на себе обмотку возбуждения. Для уплотнения шарикоподшипников установлены специальные уплотнители 12 и 13, состоящие из штампованных крышек, в которые помещены войлочные шайбы. Крышки с войлочными шайбами закреплены винтами 7 и 18. Для предотвращения осевых смещений якорь крепится гайкой 8.

В задней крышке генератора смонтированы четыре щеткодержателя 5 с нажимными пружинами н щетками 6.

Пружины прижимают щетки к коллектору с усилием 0,8—1,3 кГ. Две щетки соединены с корпусом генератора и являются отрицательными. Две другие щетки изолированы от корпуса, соединены между собой и выведены отдельным проводом на клемму 22 (якорь). Эти щетки положительные. В генераторе устанавливаются четыре щетки марки ЭГ-13П размером 22,3X X 6,4X23,5 мм.

Генератор МАЗ-500

Рис. 102. Генератор:

1 — обмотка возбуждения; 2 — якорь; 3 — корпус: 4 — защитная лента; 5 — щеткодержатель с пружиной; 6 — щетка: 7 — винт крепления крышки подшипника; 8—гайка крепления якоря; 9 и 17 — шарикоподшипники; 10 — защитная крышка; 11 — задняя крышка генератора; 12 и 13 — уплотнители шарикоподшипников; 14 — шкив; 15 — шпонка; 16 — гайка; 18 — винт крепления защитной крышки: 19 — передняя крышка генератора; 20 — винт крепления ленты; 21 — стяжная шпилька; 22—клемма Я генератора; 23 — клемма Ш генератора; 24 — винт крепления провода от корпуса реле-регулятора

Обе крышки генератора стянуты на корпусе шпильками 21.

На передний свободный конец вала якоря с помощью шпонки 15 насажен шкив 14, закрепленный гайкой 16.

Для обслуживания щеточно-коллекторного узла в корпусе генератора имеются специальные окна, закрытые защитной лентой 4, стянутой винтом 20. На передней крышке генератора, в верхней части, имеется специальный прилив с резьбовым отверстием, служащий для натяжения ремня генератора. В нижней части передней и задней крышек сделаны приливы с отверстиями для крепления генератора к кронштейну на двигателе.

Винт 24 на корпусе генератора служит для присоединения провода от корпуса реле-регулятора. С помощью этого винта и клемм 22 и 23 генератор присоединяется к реле-регулятору.

Особенностью конструкции генератора Г-105Б является отсутствие специальных масленок для смазки подшипников. Подшипники смазываются долговечной смазкой, которая заменяется только через 50 ООО км пробега автомобиля.

Описание работы генератора дано ниже в разделе «Реле-регулятор».

Уход за генератором

Для обеспечения надежной и безотказной работы генератора в эксплуатации необходимо ежедневно перед выездом проверять его работу по амперметру. При ТО-1 нужно дополнительно проверить натяжение приводного ремня, крепление генератора к двигателю и надежность крепления приводов к клеммам генератора. При ТО-2 дополнительно следует проверить работу щеточно-коллекторного узла. Щетки, изношенные до размера 17 мм по высоте, подлежат замене. Перед установкой новых щеток последние притираются к коллектору. При ТО-2 также нужно подтянуть стяжные шпильки корпуса генератора. Через каждые 50 ООО км пробега автомобиля следует заменять смазку в подшипниках. Подшипники смазывают смазкой ЛЗ-158 (МРТУ 12Н139—64).

Разбирать генератор в течение гарантийного пробега (30 ООО км) запрещается. Все обслуживание производится только через смотровые окна в корпусе. Разборка в течение гарантийного пробега разрешается только в случае выхода генератора из строя.

После разборки и ремонта генератор проверяют. Для этого собранный генератор подсоединяют к батарее 24 в. Плюс батареи через амперметр на 10 а присоединяют к клемме Я генератора, а минус — к корпусу генератора. Клеммы Я и Ш генератора необходимо замкнуть отдельным проводом. Якорь генератора должен вращаться плавно, без рывков. Рывки свидетельствуют о неправильной сборке генератора, перекосах крышек, задевании якоря за полюсы. Потребляемый генератором ток должен быть не более 7,5 а. Слишком большой потребляемый ток указывает на наличие замыкания в якоре.


Основные неисправности генератора и способы их устранения

Причина неисправности Способ устранения
Амперметр не показывает зарядного тока:
Пробуксовывает приводной ремень
Отключился предохранитель, установленный на кронштейне реле-регулятора
Нет контакта между щетками и коллектором
Натянуть ремень
Нажать кнопку предохранителя
Зачистить коллектор стеклянной шкуркой
Амперметр показывает зарядный ток, но с увеличением числа оборотов зарядный ток уменьшается:
Пробуксовывает приводной ремень
Подтянуть ремень
Шум и стук в подшипниках генератора:
Велико натяжения или перекосился приводной ремень
Отсутствует смазка в подшипниках
Разрушились подшипники
Устранить перекос или уменьшит на натяжение приводного ремня
Затянуть подшипники
Стук щёток о коллектор якоря:
Имеются сколы на щётках
Сильно износились щётки
Имеются биения коллектора
Заменить щётки
Заменить щётки
Проточить коллектор