Уход-реле за регулятором и его основные неисправности МАЗ-500
Для обеспечения надежной и безотказной работы генератора в эксплуатации необходимо ежедневно перед выездом проверять его работу по амперметру. При ТО-1 нужно дополнительно проверить натяжение приводного ремня, крепление генератора к двигателю и надежность крепления приводов к клеммам генератора. При ТО-2 дополнительно следует проверить работу щеточно-коллекторного узла. Щетки, изношенные до размера 17 мм по высоте, подлежат замене. Перед установкой новых щеток последние притираются к коллектору. При ТО-2 также нужно подтянуть стяжные шпильки корпуса генератора. Через каждые 50 ООО км пробега автомобиля следует заменять смазку в подшипниках. Подшипники смазывают смазкой ЛЗ-158 (МРТУ 12Н139—64).
Разбирать генератор в течение гарантийного пробега (30 ООО км) запрещается. Все обслуживание производится только через смотровые окна в корпусе. Разборка в течение гарантийного пробега разрешается только в случае выхода генератора из строя.
После разборки и ремонта генератор проверяют. Для этого собранный генератор подсоединяют к батарее 24 в. Плюс батареи через амперметр на 10 а присоединяют к клемме Я генератора, а минус — к корпусу генератора. Клеммы Я и Ш генератора необходимо замкнуть отдельным проводом. Якорь генератора должен вращаться плавно, без рывков. Рывки свидетельствуют о неправильной сборке генератора, перекосах крышек, задевании якоря за полюсы. Потребляемый генератором ток должен быть не более 7,5 а. Слишком большой потребляемый ток указывает на наличие замыкания в якоре.
Основные неисправности генератора и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Амперметр не показы Пробуксовывает приводной ремень Отключился предохранитель, установленный на кронштейне реле-регулятора Нет контакта между щетками и коллектором |
Натянуть ремень Нажать кнопку предохранителя Зачистить коллектор стеклянной шкуркой |
Амперметр показывает зарядный зарядный ток, но с увеличением числа оборотов зарядный ток уменьшается: |
|
Пробуксовывает приводной ремень | Подтянуть ремень |
Шум и стук в подшипниках генератора: Велико натяжение или перекосился приводной ремень Отсутствует смазка в подшипниках Разрушились подшипники |
Устранить перекос или уменьшить натяжение приводного ремня Заменить подшипники |
Стук щёток Имеются сколы на щетках Сильно износились щетки Имеется биение коллектора |
Заменить щётки Заменить щётки Прочистить коллектор |
Реле-регулятор
Устройство реле-регулятора
Реле-регулятор РР-105 работает в комплекте с генератором типа Г-105Б и представляет собой электромагнитный аппарат, служащий для автоматического включения генератора в цепь, поддержания напряжения на клеммах генератора в заданных пределах и предохранения генератора от перегрузки. На
рис. 103 показана конструкция реле-регулятора.
На литом основании 9 реле-регулятор а смонтированы три катушки: реле обратного тока 4, ограничитель тока 5 и регулятор напряжения 6. Катушки защищены крышкой 3, которая закреплена винтами 2. Под крышку положена резиновая уплотнительная прокладка 7. Для присоединения реле-регулятора к цепи последний имеет три клеммы: Б — батарея, Я — якорь и Ш — шунт. Клеммы снабжены винтами и специальными скоба и 8 для крепления наконечников приводов. На корпусе реле-регулятора имеется также клемма 13, служащая для присоединения провода массы от корпуса генератора.
Реле-регулятор крепится на автомобиле при помощи трех винтов, которые входят в амортизаторы 12, установленные в приливах 11. Амортизаторы снижают вибрационные нагрузки на реле-регулятор при движении автомобиля.
Рис.103. Реле-регулятор
1 — винт крепления проводов; 2 — винт крепления крышки: 3 — крышка; 4 — реле обратного тока (РОТ): 5 — ограничитель тока (07); 6 — регулятор напряжения (PH): 7—уплотнительная прокладка; 8 — скоба: 9 — основание реле-регулятора; 10 — шина; 11 — прилив для крепления амортизаторов; 12 — амортизатор; 13 — клемма массы
Для повышения надежности работы реле-регулятора на одном из приливов имеется латунная шина 10, прикрепленная к основанию реле-регулятора. С помощью винта шина крепится к кронштейну реле-регулятора на автомобиле и, таким образом, дополнительно соединяет корпус реле-регулятора с массой автомобиля. Под основанием реле-регулятора помещены специальные сопротивления электрической системы реле-регулятора.
Каждая из катушек реле-регулятора представляет собой электромагнитный прибор (рис. 104), состоящий из ярма 2 (13 и 22), сердечника 4 (16 и 25), неподвижного контакта (20 и 28) и якоря 8 (18 и 26) с установленным на нем подвижным контактом.
Якорь каждого прибора подвижен вместе с упругой термобиметаллической пластиной 14. Якори катушек нагружены пружинами 11. На сердечнике 4 реле обратного тока помещены две обмотки: сериесная 3 и шунтовая 5. На сердечнике 16 ограничителя тока также имеются две обмотки: сериесиая 12 и ускоряющая 15. На сердечнике 25 регулятора напряжения намотана шунтовая обмотка 24 и выравнивающая обмотка 23. Электрическая система катушек соединена с проволочными сопротивлениями 36, 37, 38 и 39, а также с генератором автомобиля соединительными проводами 52, 56 и 58.
Работа генератора с реле-регулятором протекает следующим образом.
При пуске двигателя якорь генератора начинает вращаться и в нем за счет остаточного магнетизма полюсов индуктируется э. д. с. Под действием этой э. д. с. в цепи возбуждения генератора проходит небольшой ток. Путь этого тока следующий: клемма Я генератора — клемма Я реле-регулятора — сериесная обмотка 12 — ускоряющая обмотка 15 — ярмо 13 — якорь 18 — контакты 19 — провод 21 — выравнивающая обмотка 23. Далее через обмотку и контакты 27 ток поступает на якорь 26 и через ярмо 22 на клемму Ш реле-регулятора, клемм Ш генератора, в обмотку возбуждения и через нее на отрицательную щетку генератора.
Ряс. 104. Схема работы генератора и реле-регулятора:
1, 20 и 28 — неподвижные контакты; 2, 13 и 22— ярмо; 3 — сериесная обмотка РОТ; 4, 16 и 25 — сердечники; 5 — шунтовая обмотка РОТ: 6. 19 и 27 — контакты; 7 — ограничитель хода якоря; 8, 18 и 26 — якори; 9 — провод от якоря к ярму; 10 — кронштейн пружины; 11 — пружина; 12 — сериесная обмотка ОТ: 14 — пластина подвески якоря; 15 — ускоряющая обмотка 07"; 17 — диамагнитный упор; 21, 45. 52, 56 и 58 — провода; 23 — выравнивающая обмотка РИ/24 — шунтовая обмотка PH: 29 и 34 — точки крепления обмотки и а массу; 30 —- изолятор основания; 31—33 и 35 — клеммы: 36 — сопротивление 50 ом 37 — сопротивление 13; 38 — сопротивление 62 ом: 39 — сопротивление 80 ом\40 — корпус; 41 — клемма массы; 42 — клемма III реле-регулятора; 43 — клемма Я реле-регулятора; 44 — клемма Б реле-регулятора; 46 — предохранитель; 47 — аккумуляторная батарея; 48 — амперметр; 49 — реле стартера; 50 — стартер; 51 — включатель массы; 53 — генератор; 54 — клемма Я генератора; 55—клемма Ш генератора; 57—клемма массы генератора; 59 — обмотка возбуждения; 60 — якорь генератора