Уход за генератором МАЗ-500
Для обеспечения надежной и безотказной работы генератора в эксплуатации необходимо ежедневно перед выездом проверять его работу по амперметру. При ТО-1 нужно дополнительно проверить натяжение приводного ремня, крепление генератора к двигателю и надежность крепления приводов к клеммам генератора. При ТО-2 дополнительно следует проверить работу щеточно-коллекторного узла. Щетки, изношенные до размера 17 мм по высоте, подлежат замене. Перед установкой новых щеток последние притираются к коллектору. При ТО-2 также нужно подтянуть стяжные шпильки корпуса генератора. Через каждые 50 ООО км пробега автомобиля следует заменять смазку в подшипниках. Подшипники смазывают смазкой ЛЗ-158 (МРТУ 12Н139—64).
Разбирать генератор в течение гарантийного пробега (30 ООО км) запрещается. Все обслуживание производится только через смотровые окна в корпусе. Разборка в течение гарантийного пробега разрешается только в случае выхода генератора из строя.
После разборки и ремонта генератор проверяют. Для этого собранный генератор подсоединяют к батарее 24 в. Плюс батареи через амперметр на 10 а присоединяют к клемме Я генератора, а минус — к корпусу генератора. Клеммы Я и Ш генератора необходимо замкнуть отдельным проводом. Якорь генератора должен вращаться плавно, без рывков. Рывки свидетельствуют о неправильной сборке генератора, перекосах крышек, задевании якоря за полюсы. Потребляемый генератором ток должен быть не более 7,5 а. Слишком большой потребляемый ток указывает на наличие замыкания в якоре.
Основные неисправности генератора и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Амперметр не показывает зарядного тока: | |
Пробуксовывает приводной ремень Отключился предохранитель, установленный на кронштейне реле-регулятор Нет контакта между щетками и коллектором |
Нажать кнопку предохранителя Зачистить коллектор стеклянной шкуркой |
Амперметр показывает зарядный, но с увеличением числа оборотов зарядный ток уменьшается: |
|
Пробуксовывает приводной ремень | Подтянуть ремень |
Шум и стук в подшипниках генератора: | |
Велико натяжение или перекосился приводной ремень Отсутствует смазка в подшипниках Разрушились подшипники |
Устранить перекос или уменьшить натяжение приводного ремня Заменить подшипники |
Стук щёток о коллектор якоря: | |
Имеются сколы на щетках Сильно износились щетки Имеется биение коллектора |
Заменить щетки Заменить щетки Проточить коллектор |