Уход за генератором МАЗ-500

Для обеспечения надежной и безотказной работы генератора в эксплуатации необходимо ежедневно перед выездом проверять его работу по амперметру. При ТО-1 нужно дополнительно проверить натяжение приводного ремня, крепление генератора к двигателю и надежность крепления приводов к клеммам генератора. При ТО-2 дополнительно следует проверить работу щеточно-коллекторного узла. Щетки, изношенные до размера 17 мм по высоте, подлежат замене. Перед установкой новых щеток последние притираются к коллектору. При ТО-2 также нужно подтянуть стяжные шпильки корпуса генератора. Через каждые 50 ООО км пробега автомобиля следует заменять смазку в подшипниках. Подшипники смазывают смазкой ЛЗ-158 (МРТУ 12Н139—64).

Разбирать генератор в течение гарантийного пробега (30 ООО км) запрещается. Все обслуживание производится только через смотровые окна в корпусе. Разборка в течение гарантийного пробега разрешается только в случае выхода генератора из строя.

После разборки и ремонта генератор проверяют. Для этого собранный генератор подсоединяют к батарее 24 в. Плюс батареи через амперметр на 10 а присоединяют к клемме Я генератора, а минус — к корпусу генератора. Клеммы Я и Ш генератора необходимо замкнуть отдельным проводом. Якорь генератора должен вращаться плавно, без рывков. Рывки свидетельствуют о неправильной сборке генератора, перекосах крышек, задевании якоря за полюсы. Потребляемый генератором ток должен быть не более 7,5 а. Слишком большой потребляемый ток указывает на наличие замыкания в якоре.

Основные неисправности генератора и способы их устранения


Причина неисправности Способ устранения
Амперметр не показывает зарядного тока:
Пробуксовывает приводной ремень
Отключился предохранитель, установленный на кронштейне реле-регулятор
Нет контакта между щетками и коллектором
Нажать кнопку предохранителя
Зачистить коллектор стеклянной шкуркой
Амперметр показывает зарядный, но с увеличением числа оборотов зарядный ток уменьшается:
Пробуксовывает приводной ремень Подтянуть ремень
Шум и стук в подшипниках генератора:
Велико натяжение или перекосился приводной ремень
Отсутствует смазка в подшипниках
Разрушились подшипники
Устранить перекос или уменьшить натяжение приводного ремня
Заменить подшипники
Стук щёток о коллектор якоря:
Имеются сколы на щетках
Сильно износились щетки
Имеется биение коллектора
Заменить щетки
Заменить щетки
Проточить коллектор