Устройство аккумуляторной батареи МАЗ-500
На автомобиле устанавливаются две аккумуляторные батареи, соединенные последовательно. Батареи предназначаются для питания потребителей электроэнергией при неработающем двигателе и для пуска последнего.
Рис.105. Аккумуляторная батарея:
1- моноблок; 2- блок пластин; 3 - крышка; 4 - положительная клемма; 5 - отрицательная клемма; 6 - ручка; 7 - рамка; 8 - предохранительный щиток; 9 - заливочная мастика; 10 - перемычка; 11 - пробка; 12 - медный проводник
Батареи 6ТСТ-165 ЭМС отличаются повышенной емкостью и долговечностью. Они помещаются в толстостенном эбонитовом моноблоке (корпусе). Запас электроэнергии обеспечивает надежный пуск двигателя при пониженной температуре окружающего воздуха.
На рис. 105 показана конструкция батареи.
В моноблоке 1 помещены шесть отдельных аккумуляторов емкостью по 165 а/ч каждый. Аккумуляторы представляют собой два полублока изолированных друг от друга пластин, собранных в один блок 2. Каждый блок расположен в отдельной ячейке моноблока и закрыт сверху крышкой 3. Через крышки пропущены штыри полублоков пластин. Штыри крайних аккумуляторов сделаны в виде выводных клемм 4 и 5, а средние спаяны между собой свинцовыми перемычками 10. Над блоком пластин помещен предохранительный щиток 5, защищающий аккумулятор от замыканий и пластины от повреждения.
Все аккумуляторы залиты специальной заливочной мастикой 9 для предохранения электролита от разбрызгивания.
Каждый аккумулятор в крышке имеет заливочное отверстие, закрытое пробкой II с вентиляционным отверстием.
Для удобства транспортировки батареи снабжены ручками 6, укрепленными на специальной рамке 7.
Особенностью конструкции батареи 6ТСТ-165 является наличие двойной сепарации: каждая пластина изолирована от соседней сепаратором из микропора или мипласта и прокладкой из стекловолокна. Такая конструкция позволяет значительно повысить долговечность батарей при эксплуатации их на автомобилях большой грузоподъемности. Для увеличения надежности работы батареи внутрь штырей полублоков и перемычек 10 заложены медные проводники 12, которые предохраняют перемычки и штыри от перегрева и разрушения при больших пусковых токах, возникающих при пуске двигателя в условиях
Рис. 106. Измерение плотности электролита:
1 - кислометр; 2 - поплавок кислотомера; 3 - трубка для набора электролита; 4 - резиновая груша.
В процессе эксплуатации батареи необходимо ежедневно очищать от пыли и грязи и проверять их крепление в гнезде. Каждые 10—15 дней надо проверять степень разряженное батарей по плотности электролита ‘ (рис. 106), учитывая при этом температурную поправку.