Уход за стартером и регулировка механизма привода МАЗ-500

При каждом ТО-1 нужно подтягивать хомуты крепления стартера к картеру двигателя. При ТО-2 дополнительно надо подтянуть стяжные шпильки, крепящие крышки к корпусу стартера, и очистить стартер от пыли и грязи. После первых 30 ООО км пробега и в дальнейшем через каждое четвертое ТО-2 следует снимать стартер с двигателя, открывать защитную ленту и проверять состояние щеточно-коллекторного узла.

В случае загрязнения зачистить коллектор. Щетки, изношенные до высоты 14 мм, заменить новыми. Необходимо также открывать крышку клемм реле стартера и зачищать контактные болты н контактный диск. В масленки стартера следует добавлять по 10—15 капель моторного масла.

Разбирать стартер не рекомендуется, если нет поломок и он не отказал в работе. Все обслуживание ведется через смотровые окна в задней крышке.

Если стартер подвергался разборке, то после сборки необходимо провести регулировку механизма привода. Регулировка представляет собой установление правильного режима включения: сначала должна войти в зацепление с венцом маховика шестерня, а потом контактный диск должен включить главные контакты.

Регулировка ведется по схеме, показанной на рис. 108, следующим образом. Между шестерней 1 и упорным кольцом 3 поочередно помещаются прокладки 2 толщиной 16 и 11,7 мм.

Включается выключатель стартера и реле втягивает якорь, передвигая шестерню до упора в прокладку. При упоре в прокладку толщиной 16 мм лампа 15 не должна загораться. При упоре в прокладку толщиной 11,7 мм должны включиться контакты 12 и загореться лампа.

Если проверкой установлена неправильность регулировки, необходимо отрегулировать механизм включения. Для этого вынимают шплинт 5 и вытаскивают палец 4.

Регулировочный винт 7 ввертывают в якорь в случае раннего замыкания контактов (лампа 15 загорается при установке прокладки толщиной 16 мм) и вывертывают при позднем замыкании (лампа 15 не загорается при установке прокладки толщиной 11,7 мм).

Основные неисправности стартера и способы их устранения

Причина неисправности Способ устранения
Стартер не работает. При его включении свет фар не слабеет:
Обрыв цепи питания стартера
Отсутствие контакта щеток с коллектором
Проверить проводку и устранить неисправность
Осмотреть коллектор и устранить неисправность
Стартер не проворачивает вал двигателя или вращает его очень медленно:
Разрядка или неисправность батареи
Низкая температура двигателя зимой
Подгорание контактов реле
Заменить батарею
Прогреть двигатель
Зачистить контакты реле

Шестерня стартера систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле:

Нарушение регулировки реле стартера
Заедание шестерни на валу из-за отсутствия или закоксовывания смазки
Отрегулировать реле
Очистить резьбу якоря от грязи и смазать консистентной смазкой
Стартер вращается с большой скоростью, но не проворачивает вал двигателя:
Поломка зубьев венца маховика
Нарушение регулировки стартера
Сменить венец маховика
Отрегулировать реле

На автомобилях применена оригинальная система освещения и световой сигнализации. На рис. 109 показана схема соединения приборов системы.

В панели передка кабины установлены две головные фары 2 с двухсветными лампами для получения дальнего и ближнего света. Рядом установлены два габаритных фонаря (подфарника), служащих 1 одновременно и передними указателями

Схема системы освещения и световой сигнализации МАЗ-500

Рис. 109. Схема системы освещения и световой сигнализации:

Н — нейтральное положение: ЛП — левый поворот; ПП — правый поворот; 1 — подфарник; 2 — головная Фара: 3 — соединительная панель: 4 — противотуманная фара, 5 — переключатель указателей поворотов, 6 — предохранительный блок; 7 — реле-прерыватель; 8 — контрольная лампа указателей поворотов; 9 — выключатель сигналов торможения; 10 — задний габаритный фонарь; 11— центральный переключатель освещения; 12—лампа освещения приборов; 13 — контрольная лампа "дальний свет", 14 — ножной переключатель света; 15 — включатель противотуманных фар.

В бампере смонтированы две противотуманные фары 4, позволяющие двигаться автомобилю в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад). В задней части автомобиля на специальных кронштейнах расположены два задних габаритных фонаря 10, имеющих по две лампы каждый: лампы с силой света 3 св выполняют функцию габаритных, а лампы с силой света 21 св являются одновременно сигнальными при торможении и указателями поворотов. Рассеиватели (стекла) задних фонарей изготовлены из специального материала и имеют с внутренней стороны рифление, благодаря чему они отражают свет фар сзади движущегося автомобиля, т. е. служат отражателями света.

Включение указателей поворотов производится с помощью переключателя 5, установленного на рулевой колонке автомобиля.

Переключатель имеет устройство для автоматического выключения сигналов поворотов после выхода автомобиля на прямую. Для получения мигающего сигнала поворота система сигнализации снабжена реле-прерывателем 7, дающим полное затухание сигнала поворота, что обеспечивает его хорошую видимость. В системе освещения установлен также центральный переключатель 11 освещения, имеющий три положения. Вместе с ножным переключателем 14 света центральный переключатель освещения позволяет производить переключение света фар с дальнего на ближний или с ближнего на подфарник в зависимости от необходимости, что создает большие удобства для водителя при движении в затемненных условиях. Система работает следующим образом (рис, 109).

Переключатель 11 имеет при положения Н, I и II. В положении И все освещение выключено. Однако независимо от этого отдельным включателем 15 можно включать противотуманные фары. Пользуясь ножным переключателем 14, водитель может включить ближний свет или подфарник. В положении II водитель включает дальний и ближний свет.

Встроенный в переключатель 11 реостат позволяет регулировать интенсивность света ламп освещения приборов: при повороте рукоятки переключателя по часовой стрелке яркость свечения ламп увеличивается, а при повороте ее против часовой стрелки — уменьшается.

При включении переключателя 5 в положение ЛП (левый поворот) включаются левые передняя и задняя лампы указателей поворотов. При нажатии на педаль тормоза в качестве сигнала торможения будет загораться только лампа в правом заднем фонаре.

При включении переключателя 5 в положение ПП (правый поворот) включаются правые передняя и задняя лампа указателей поворота. В качестве сигнала торможения в этот момент будет гореть только лампа в левом заднем фонаре.

При прямолинейном движении автомобиля рукоятка переключателя 5 находится в положении И (нейтральное положение); при этом лампы указателей поворотов выключены, а сигналы торможения в обоих задних фонарях включены.

Обслуживание системы освещения и световой сигнализации сводится к постоянному содержанию световых приборов в исправном состоянии: очистке стекол от пыли и грязи, своевременной замене ламп и поддержании правильного положения отрегулированных головных и противотуманных фар.

Основные данные приборов

Номинальное напряжение в в 24
Приделы измерения:
спидометра СП-134 в км/ч
100
амперметра АП-109 в а 30-0-30
указатель давления У К-144 в кГ/см2 10
указателя уровня топлива УБ-125 0-0,5-П
указателя температуры УК-143 в °С 120