Устройство приборов МАЗ-500
Все применяемые на автомобилях приборы скомпонованы на отдельном щитке, который установлен на левой панели приборов и крепится винтами. При отвертывании винтов щиток откидывается на специальной петле, что создает хороший доступ к приборам при обслуживании. Кроме приборов, на щитке смонтирована контрольная лампа системы указателей поворотов. В спидометре установлена контрольная лампа «дальний свет». Все установленные на щитке приборы имеют внутреннюю подсветку. На щитке смонтированы три указателя давления: масла в двигателе, воздуха в ресивере и воздуха в тормозных камерах.
Особенностью конструкции указателей давления, уровня топлива и температуры воды является то, что они выполнены магнитоэлектрическими в отличие от ранее применявшихся на втомобилях МАЗ-200 приборов тепловой системы. Новые приборы более точные, надежные и долговечные.
На рис. 110 показана конструкция указателя температуры воды.
В корпусе 6 смонтирован экран 2, в котором помещена колодка, состоящая из двух половин, которые выполнены так, что внутри них имеется пространство, где помещен дисковый магнит 13. Дисковый магнит неподвижно посажен на ось, заканчивающуюся стрелкой У. Опорами для оси стрелки служат подшипники, установленные в нижней половине колодки и мостике 15. Колодки, мостик и экран прикреплены к корпусу винтами 3. К мостику привернута винтами шкала 8. Лицевая часть прибора закрыта стеклом 11, под которое уложен декоративный экран 10 шкалы. Стекло и экран закреплены ободком 7, под который установлен резиновый уплотнитель 12. Внутри корпуса прибора смонтированы сопротивления 16 и 17, заканчивающиеся клеммами 4, служащими для подсоединения проводов.
Рис. 110. Указатель температуры воды
1 — колодка; 2 — экран; 3 — винт; 4 — клемма: 5 — патрон лампы; 6 — корпус прибора; 7 — ободок; 8 — шкала; 9 — стрелка; 10 — экран шкалы: 11— стекло; 12— уплотнитель; 13 — дисковый магнит; 14 — обмотка; 15 — мостик: 16 и 17 — сопротивления
На колодке 1 намотаны обмотки 14 механизма поворота стрелки. В задней части прибора имеется патрон 5 для установки лампы подсвета шкалы. Между патроном и корпусом расположен бесцветный светофильтр, предохраняющий механизм прибора от попадания пыли через отверстие для установки лампы. На клеммах 4 имеется скоба для крепления прибора к панели.
Указатель температуры воды, описанный выше, работает совместно с датчиком, конструкция которого показана на рис. 111.
В корпусе 4 помещено термосопротивление, нагруженное пружиной 5, через которую сопротивление соединяется с клеммой 5, имеющей винт 7 для присоединения провода от прибора.
Клемма завальцована в корпус, уплотнена прокладкой 5 и изолирована втулкой 9. Токоведущие части внутри датчика изолированы от корпуса трубчатой прокладкой. Датчик устанавливается в водяном патрубке на двигателе.
Конструкция указателей давления и уровня топлива аналогична описанной конструкции указателя температуры.
Конструктивно различаются между собой только датчики этих приборов.
Рис. 111. Датчик указателя температуры воды:
1- термосопротивление; 2 - пружина; 3 и 9 - изоляционные втулки; 4 - корпус; 5 - уплотнительная прокладка; 6 - скоба; 7 - винт; 8 - клемма.
Рис. 112. Датчик указателя уровня топлива:
1 - поплавок; 2 - нижняя часть корпуса; 3 - верхняя часть корпуса; 4 - реостат; 5 - клемма; 6 - ползунок.
В состоящий из двух частей 2 и 3 корпус датчика указателя уровня топлива (рис. 112) помещен реостат 4, провод которого одним концом соединен с корпусом, а другим — с клеммой 5 для подсоединения к прибору. В нижней части корпуса помещена ось. на которой смонтирован ползунок 6 реостата и рычаг с поплавком 1. Положение поплавка изменяется в зависимости от уровня топлива в баке.
В основании датчика указателя давления (рис. 113) смонтирована мембрана 13, воспринимающая давление системы через штуцер 5. К мембране приклепана стойка, связанная через систему рычагов с реостатом 3 датчика. При увеличении давления ползунок 4 реостата поворачивается на оси 7 и изменяет сопротивление реостата, так как обмотка последнего одним концом связана с массой, а другим — с клеммой 10, заделанной в крышку датчика. К клемме присоединяется провод от прибора.
Клемма 10 проводом 12 соединена с реостатом.
Датчики устанавливаются в масляной магистрали двигателя, в воздушном ресивере и в трубопроводах тормозных камер.
На рис. 114 показаны схемы указателей температуры воды, уровня топлива и давления.
Работа указателя температуры воды протекает следующим образом.
При отсутствии тока в цепи взаимодействуют поля магнитов М и МД и стрелка прибора располагается в крайнем левом положении (магнит М эаформован в пластмассовой колодочке).
При включении тока последний проходит по последовательно соединенным катушкам К2 и К3 и сопротивлению температурной компенсации R/
Рис. 113. Датчик указателя давления:
1 — основание; 2 — регулировочный винт; 3 — реостат; 4 — ползунок; 5 —штуцер: 6 — уплотнитель; 7 —ось ползунка с пружиной; 8 — регулировочный винт: 9 — винт; 10— клемма: 11 — крышка; 12—провод; 13 — мембрана.
Сопротивление полупроводника датчика изменяется в зависимости от температуры и тем самым регулируется величина тока в катушке К1. Так как в катушках К2 и Кз ток не изменяет своей величины, положение стрелки прибора зависит от взаимодействия постоянных магнитных полей катушек К2 и Кз с полем катушки Кь изменяющим свою величину. Результирующее поле всех катушек устанавливает дисковый магнит МД вместе со стрелкой в соответствующее положение.
Работа указателя давления и указателя уровня топлива протекает аналогично описанной выше с той лишь разницей, что в датчиках этих приборов сопротивление изменяется соответственно от давления и уровня топлива в баке.