Спидометр МАЗ-500
Устройство спидометра
Особенностью системы электрооборудования автомобилей МАЗ является наличие спидометра с электрическим приводом вместо гибкого вала. Конструкция и схема соединений спидометра показаны на рис. 115.
На вторичном валу коробки передач насажено червячное колесо 22, которое связано с червяком 21. Конец вала червяка 21 имеет лыску для посадки цилиндрической шестерни 10, которая входит в зацепление с другой цилиндрической шестерней 20, насаженной на лыску ведомого валика 16 датчика спидометра.
С помощью пары цилиндрических шестерен изменяется передаточное число механизма привода спидометра в зависимости от передаточного числа главной передачи в заднем мосту автомобиля. Цилиндрические шестерни 10 к 20 у автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-504 имеют по 24 зуба, у автомобилей МАЗ-503 шестерня 10 имеет 24 зуба, а шестерня 20 — 22 зуба.
Ведомый валик спидометра приводит во вращение коллектор 19 датчика электроспидометра, установленный внутри датчика на двух шарикоподшипниках. На специальных траверсах в датчике смонтировано пять электрощеток 18, которые пружинами прижимаются к коллектору. Ток со щеток поступает в штепсельный разъем 2, а затем по проводам к электродвигателю спидометра. Для предотвращения попадания грязи в штепсельный разъем последний защищен специальным резиновым кожухом 1, надетым с одной стороны на хлорвиниловую трубку провода, а с другой — на гайку 3.
Внутри механизма привода установлен сальник 15, предохраняющий датчик от проникновения внутрь его масла из коробки передач автомобиля. Датчик 17 через фланец 13 болтами соединяется с коробкой передач.
Указатель спидометра представляет собой прибор, скомпонованный как одно целое с электродвигателем. Внутри двигателя установлены три катушки 14 возбуждения, между которыми на двух шарикоподшипниках вращается постоянный магнит 5.
Катушки возбуждения соединены с клеммами и через них с системой датчика
Рис. 115. Электрический спидометр:
1 — кожух; 2 — штепсельный разъем; 3 — уплотнительная гайка; 4 — предохранитель на 2 а; 5 — постоянный магнит электродвигателя; 6 — гнездо контрольной лампы «ближний свет»; 7 — постоянный магнит указателя: 8 — ободок: 9 — счетный узел указателя; 10 и 20 — шестерни; 11 и 14 — картушки; 12 — гнездо для лампы подсветки шкалы приборов; 13 — фланец; 15 — сальник; 16 — ведомый валик; 17 — датчик спидометра; 18 — электрощетка; 19 — коллектор; 21 — ведомый червяк; 22 — ведущее червячное колесо
Постоянный магнит заканчивается осью, на которую насажен другой постоянный магнит 7, обусловливающий через воздушный промежуток вращение картушки II вместе со стрелкой прибора. Внутри прибора имеется червячная передача от вала магнита 5 к счетному узлу 5. Весь механизм смонтирован в корпусе прибора и закрыт защитным стеклом с ободком 8. В корпусе имеется еще гнездо 12 для установки лампы подсветки шкалы прибора и гнездо 6 с синим светофильтром для установки контрольной лампы «дальний свет».
Система электроспидометра питается от аккумуляторных батарей и защищена предохранителем на 2 а.
Электроспидометр работает следующим образом.
Рис. Схема электрооборудования автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503Б
При вращении вторичного вала коробки передач вращается также коллектор датчика и преобразует постоянный ток, получаемый от батареи, в 'переменный ток, частота которого изменяется в зависимости от числа оборотов коллектора датчика.
Переменный ток поступает в обмотки электродвигателя спидометра, соединенные по схеме «звезда». Обмотки создают вращающееся магнитное поле, которое увлекает за собой постоянный -магнит 5. Скорость вращения магнита 5 зависит от скорости вращения коллектора 19 и синхронна ей.