Органы управления и контрольно-измерительные приборы МАЗ-500

Органы управления автомобилей семейств МАЗ-500 показаны на рис. 122, контрольно-измерительные приборы — на рис. 123.

Органы управления МАЗ-500

Ряс. 122. Органы управления

Педаль подачи топлива 1 (рис. 122), педаль 2 ножного тормоза и педаль 4 сцепления расположены в соответствии с общепринятым стандартом, т. е. педали подачи топлива и тормоза справа, а педаль сцепления — слева от рулевой колонки.

Рычаг 3 переключения передач расположен правее педали подачи топлива на полу кабины. Положение рычага при определенных передачах показано на рис. 124.

Ножной переключатель 5 расположен слева от 1 педали сцепления. Нажатием на переключатель производится переключение света фар. В зависимости от положения кнопки 2 центрального переключателя (рис. 123) происходит переключение ближнего света на подфарники или дальнего света на ближний свет.

Переключатель 6 (рис. 122) указателей поворота находится слева на рулевой колонке. При повороте автомобиля налево рукоятку переключателя указателей поворота перемещают в верхнее положение; при этом загораются мигающим светом лампы в правом подфарнике и в правом заднем фонаре. При повороте автомобиля налево рукоятку перемещают в нижнее положение; при этом загораются мигающим светом лампы в левом подфарнике и левом заднем фонаре.

Указатель поворота выключается автоматически при выходе автомобиля из поворота.

При включении указателей поворотов загорается мигающим светом контрольная лампа.

Кнопка 7 сигнала расположена в центре рулевого колеса.

Рукоятка 10 ручного тормоза находится под панелью приборов справа от рулевой колонки.

Контрольно-измерительные приборы МАЗ-500

Рис. 123. Контрольно-измерительные приборы

Для затормаживания автомобиля рукоятку следует вытянуть до отказа на себя. Для того чтобы отпустить тормоз, рукоятку необходимо повернуть по часовой стрелке примерно на одну четверть оборота и переместить от себя.

Схема переключения передач МАЗ-500

Рис. 124. Схема переключения передач

Рукоятка 11 управления жалюзи расположена правее рукоятки ручного тормоза. При перемещении этой рукоятки на себя створки жалюзи радиатора закрываются, при перемещении от себя — открываются.

Рукоятка 12 остановки двигателя находится рядом с рукояткой управления жалюзи. Для остановки двигателя необходимо рукоятку 12 вытянуть на себя.

Рукоятка 9 управления гидросистемой автомобилей-самосвалов располагается на верхней части панели приборов кабины.

Контрольно-измерительные приборы, включатели и переключатели находятся на щитке 8 приборов. На щитке приборов расположены (рис. 123): включатель 1 стартера, которым производится включение стартера при повороте флажка включателя по часовой стрелке до фиксированного положения; центральный переключатель 2 света; кнопка переключателя имеет три положения: кнопка полностью вдвинута — освещение выключено; кнопка вытянута до половины — включено городское освещение (при этом в зависимости от положения ножного переключателя света включен ближний свет фар или подфарники); кнопка полностью вытянута — включено загородное освещение (при этом в зависимости от положения ножного переключателя света включен дальний или ближний свет фар). При повороте этой кнопки по часовой стрелке включаются лампы освещения шкал приборов, а также регулируется яркость освещения приборов; включатель 3 приборов; включатель 4 плафонов освещения; переключатель 5 указателя уровня топлива, используемый при наличии автомобиле двух топливных баков; он позволяет контролировать с помощью указателя уровня топлива наличие топлива в каждом баке; включатель 6 противотуманных фар; включатель 7 электродвигателя отопителя кабины; включатели 8 и 9 электроочистителей; фонарь 10 контрольной лампы; указатель 11 уровня топлива; манометр 12 контроля давления в тормозных камерах; манометр 13 контроля давления в воздушном баллоне тормозной системы; спидометр 14, показывающий скорость движения автомобиля в километрах в час, а установленный на нем суммарный счетчик— общий пробег автомобиля в километрах; указатель 15 давления в системе смазки двигателя; указатель 16 температуры охлаждающей жидкости в головках блока цилиндров двигателя; амперметр 17, предназначенный для контроля зарядки аккумуляторных батарей.

Включатель массы находится спереди аккумуляторного ящика.