Седельное устройство МАЗ-500

Седельное устройство предназначено для шарнирного соединения автомобиля-тягача МАЗ-504 с полуприцепом. Конструкция седельного устройства показана на рис. 125.

Седельное устройство состоит из следующих основных частей: нижней плиты 1, седла 18, балансира 6, обеспечивающего их шарнирное соединение, и запорного устройства. Нижняя плита седельного устройства, представляющая собой массивную стальную отливку, двумя продольными фланцами через подставку соединяется с рамой тягача.

Седельное устройство МАЗ-500

Рис. 125. Седельное устройство:

1 — нижняя плита седельного устройства; 2 — ось седла; 3 — буфер балансира; 4 — втулка оси седла; 5, 7, 9 и 32 — масленки; б — балансир седла; В — сухарь оси балансира седла; 10 — ось балансира седла; И—ось рукоятки замка захватов: 12 — пружина защелки замка захватов; 13 — защелка замка захватов; 14 — шток запорного кулака; 15 — предохранительная планка замка; 16 — пружина запорного кулака; 17 — скоба запорного кулака; 18 — седло для посадки днища полуприцепа; 19 — рукоятка замка захватов; 20—направляющая шпилька; 21 — шпилька-ось защелки замка захватов; 22 — запорный кулак; 23 — палец захвата седельного устройства; 24 — штифт захвата; 25 — левый захват; 26 — правый захват; 27 — салазки седла; 28 — оттяжная пружина; 29 — смазочная канавка плиты седла; 30 — регулировочная шайба: 31 — канал для подачи смазки; 33 — стопорный болт оси; 34 — упоры захватов; 35 — шкворень полуприцепа

В центре плиты сделаны две опорные бобышки, поддерживаемые жесткими литыми ребрами. Бобышки расточены соосно и являются опорами для оси 10. балансира седла. К боковым площадкам плиты привернуты на болтах буферы 3 балансира, ограничивающие его боковое качание.

Балансир седельного устройства также отливается из стали и имеет развитое сечение в средней части для размещения оси балансира. Вынесенные концы балансира заканчиваются бобышками, обработанными под опоры Для оси 2 седла. Оси балансира и седла располагаются в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Чтобы оси не пересекались, они сдвинуты по высоте: ось балансира расположена ниже оси седла.

Между осями седла и балансира устанавливается сухарь 8. Посредине оси баллансира сделана лыска. Сухарь имеет снизу плоскость, которой он опирается на лыску оси балансира, а сверху перпендикулярно лыске цилиндрическую выемку, на которую опирается ось седла. Лыска на сухаре и оси балансира препятствует вращению оси в балансире. Эта ось может поворачиваться только в своих опорах в нижней плите седельного устройства. Сверху сухарь ограничивает прогиб оси седла.

Седло отливается из стали. Верхняя плоскость его по краям несколько выступает над внутренней частью. Эта плоскость подвергается механической обработке и является опорной поверхностью для переднего конца рамы полуприцепа. Удлиненная наклонная задняя часть седла раздваивается и служит направляющей для рамы полуприцепа при сцепке с тягачом.

В нижней части седла по краям сделаны массивные литые бобышки, отверстия в которых являются опорой для выступающей из балансира оси седла. Седло может поворачиваться на оси балансира в поперечной плоскости автомобиля, а на оси седла — в его продольной плоскости.

Седельное устройство подобной конструкции (с двумя степенями свободы) разгружает рамы тягача и полуприцепа от деформаций кручения, которые могут в них возникать при движении по дороге с неровностями.

Для сцепки с седлом тягача полуприцеп оборудуется опорной плитой и шкворнем. Запорное устройство предназначено для обеспечения надежной сцепки тягача и полуприцепа при движении, а также для облегчения расцепки тягача и полуприцепа. Оно монтируется на нижней части седла.

В приливах седла между бобышками устаналиваются захваты 25 и 26 сложной конфигурации. Захваты закрепляются на седле с помощью пальцев 23, установленных в бобышки седла и проходящих через отверстия в захватах. Пальцевое соединение обусловливает возможность поворота захвата относительно пальца. Концы захватов расходятся, образуя зев, а в средней части почти замыкаются в цилиндрическое отверстие, которое охватывает шкворень полуприцепа.

При транспортировке полуприцепа захваты должны надежно удерживать шкворень полуприцепа от перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Вертикальному перемещению шкворня относительно седла препятствует цилиндрическая проточка на шкворне, в которую входят захваты. От горизонтальных перемещений захваты фиксируются запорным кулаком 22 сцепного механизма седла, входящим в передний зев, образуемый захватами, и препятствующим их повороту относительно пальцев и, следовательно, самооткрыванию захватов.

Запорный кулак поджимается к захватам пружиной 16, надетой на шток 14.

При расцепке седельного устройства поворачивают вперед конец рукоятки 19 замка захватов, которая осью 11 соединена с седлом. Рукоятка с помощью скобы 17 перемещает вперед запорный кулак, сжимая пружину. Перемещение запорного кулака направляется шпилькой 20, установленной в овальном отверстии кулака. Отведенный в крайнее переднее положение запорный кулак за выступ удерживается защелкой 13 замка захватов. Защелка представляет собой пластину, закрепленную на шпильке-оси 21, резьбовой конец которой ввернут в седло.

Защелка пружиной 12 постоянно притягивается к штифту 24 захвата.

При расцепке автомобиль отъезжает от полуприцепа, шкворень разводит губки запорных кулаков и выходит из зацепления с ними. При этом штифт захвата нажимает на скос защелки, которая повертывается на оси и выходит из зацепления с выступом запорного кулака. Под действием усилия пружины кулак перемещается назад до упора в торцы повернувшихся на осях захватов.

Такое положение деталей запорного механизма сохраняется до очередной сцепки.

При сцепке тягач, перемещаясь назад, вводит в соприкосновение со шкворнем полуприцепа задние губки захватов. Шкворень раздвигает губки, поворачивающиеся на осях. Средняя цилиндрическая часть захватов запирает шкворень, а запорный кулак под воздействием усилия пружины входит между передними губками захватов, препятствуя саморасцепке. Дублирующим приспособлением против саморасцепки является предохранительная планка 15, препятствующая выходу штока запорного кулака. Ось планки расположена на ее краю; поэтому после сцепки планка занимает вертикальное положение, отклонение от которого ограничивает приливы в седле.

Седельное устройство крепится к раме автомобиля с помощью кронштейнов сварной подставки, к которым привертывается болтами. Чтобы обеспечить эластичное соединение седельного устройства с рамой, подставка крепится к раме посредством стремянок. Когда тягач работает без полуприцепа, задние концы седла под действием усилия оттяжных пружин опираются на штампо-сварные направляющие седельного устройства, прикрепленные к раме.

СЦЕПКА И РАСЦЕПКА АВТОПОЕЗДА

При сцепке тягача с полуприцепом необходимо, чтобы опорная плита со шкворнем полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или располагалась ниже его не более чем на 100 мм. Полуприцеп при этом должен быть заторможен стояночным тормозом.

Сцепку рекомендуется производить в следующем порядке:

1. Повернуть в сторону предохранитель саморасцепки замка, расположенный в передней части седла.

2. Перевести рычаг замка седельного устройства тягача в крайнее положение, обеспечив тем самым открывание замка.

3. Подвести тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства. После этого необходимо убедиться, что рычаг замка перешел в крайнее заднее положение, что необходимо для надежной сцепки.

4. Поднять катки в транспортное положение и закрепить штырями.

5. Подсоединить к штепсельным розеткам тягача и полуприцепа соединительный кабель.

6. Подсоединить к соединительной головке полуприцепа соединительный шланг пневматического привода тормозов.

7. Открыть краны пневматического привода тормозов на тягаче и полуприцепе.

8. Отпустить стояночный тормоз на полуприцепе.

9. Продвинуть автопоезд на некоторое расстояние, убедиться в исправности сцепки и исправной работе тормозов полуприцепа и проверить работу электрических приборов полуприцепа.

Перед расцепкой тягача от полуприцепа надо выбрать ровное место для стоянки полуприцепа; расцепку производить в следующем порядке;

1. Поставить прицеп на стояночный тормоз.

2. Отпустить до отказа и закрепить катки опорного устройства полуприцепа, подложив под них деревянные подкладки.

3. Закрыть разобщительный кран пневматической системы на тягаче.

4. Установить рукоятку крана ручного управления ножным тормозом полуприцепа в положение оттормажнвания.

5. Отсоединить соединительный шланг пневматического привода тормозов от соединительной головки полуприцепа. Соединительную головку закрыть крышкой.

6. Снять соединительный кабель и уложить его в инструментальный ящик.

7. Повернуть в сторону предохранитель саморасцепки в передней части седла на тягаче.

8. Переместить в крайнее переднее положение рычаг замка соединительного устройства.

9. Включить первую передачу и медленно, без рывков, выехать тягачом вперед.

УХОД ЗА СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНЫМ УСТРОЙСТВОМ

Через 1000 км пробега автопоезда следует очистить от грязи и осмотреть детали седельно-сцепного устройства, проверить работу сцепного механизма и произвести его смазку.

Периодически следует подтягивать болты крепления седельного устройства к раме автомобиля. Нельзя допускать перегрузки седельного устройства, так как это вызывает погнутость осей.

При износе поверхностей захватов, охватывающих шкворень полуприцепа, до 2,5 мм их необходимо заменить новыми; допускается исправление наваркой.

Поврежденные и деформированные детали сцепного механизма должны своевременно исправляться или заменяться новыми, так как в противном случае произойдет разъединение тягача с полуприцепом во время движения.