Уход за коробкой отбора мощности МАЗ-500

Уход за коробкой отбора мощности заключается в систематической проверке и подтяжке креплений в объеме, предусмотренном техническим обслуживанием, в проверке четкости включения и выключения шестерен и герметичности пневматической камеры коробки.

Крепление коробки отбора мощности должно быть надежным и обусловливать правильное зацепление шестерен, установленное при монтаже коробки отбора мощности на картер коробки передач.

При ослаблении крепления возможна также утечка смазки из коробки передач по плоскости разъема, что недопустимо.

Поэтому при подтекании масла из-под фланца коробки отбора мощности болты крепления коробки надо немедленно подтянуть.

Необходимо периодически проверять болты крепления крышки подшипника коробки отбора мощности и крепление насоса.

Проверка четкости включения шестерен коробки проводится в следующем порядке:

1) пустить двигатель;

2) поднять давление в пневматической системе до 4 кГ/смг (не менее):

3) перед установкой рукоятки крана управления в положение «Подъем» обязательно полностью выключить сцепление.

При этом шестерни коробки отбора мощности должны войти в зацепление бесшумно, без скрежета или «рычания».

Если при включении коробки отбора мощности прослушивается ненормальный шум, нужно немедленно снять коробку и тщательно исправить затыловку зубьев шестерен и при необходимости зачистить шлицы вала ведомой шестерни с тем, чтобы шестерня легко перемещалась по ним от руки.

Выключение коробки отбора мощности должно происходить под действием возвратной пружины немедленно после выпуска воздуха из пневматической камеры в атмосферу.

При снятии коробки отбора мощности следует проверить надежность крепления оси 24 (рис. 127) промежуточной шестерни с помощью болта 26, так как ослабление этого крепления может привести к выводу из строя коробки отбора мощности.

Способ устранения

Основные неисправности коробки отбора мощности и способы их устранения

Причина неисправности Способ устранения
Коробка не включается. Из отверстия 14 (рис. 127) в крышке пневматической камеры выходит сильная струя воздуха:
Разорвалась диафрагма пневматической камеры
Не затянута гайка 17 крепления диафрагмы на штоке
Заменить диафрагму
Снять стакан 13 и затянуть гайку
Заменить диафрагму
Снять стакан 13 и затянуть гайку
Коробка не включается:
Неполностью выключается сцепление
Повреждена затылочная часть зубьев шестерен
Заедает шестерню 2 на шлицевом валу 4



Погнута вилка 3

Заедает шток 7
Отрегулировать сцепления
Снять коробку, тщательно заправить затылочную часть зубьев шестерен
Снять и разобрать коробку, зачистить поврежденные места шлицев на валу 4 или заменить вал

Выправить вилку, если трещится площадка не изношены, если изношены - вилку заменить
Заменить шток
Коробка не выключается или неполностью выключается:
Сломана пружина 12
Заедает шестерню 2 на валу 4 или шток 7 в картере
Заменить пружину
Разобрать коробку и устранить причины заедания
Повышенный шум шестерни при работе коробки:
Неправильно отрегулировано зацепления шестерни отбора мощности коробки передач
и промежуточной шестерни коробки отбора мощности
Отрегулировать зацепления, изменив числа прокладок между фланцем коробки отбора мощности и картером коробки передач