Насос механизма подъема МАЗ-500
Для нагнетания рабочей жидкости в гидросистему механизма подъема платформы применен шестеренчатый насос высокого давления НШ-32Э.
Максимальное давление, допускаемое насосом кратковременно, составляет 135 кГ/см2. Производительность насоса при эксплуатационном числе оборотов (1400—1500 в минуту) равна 40—43 л/мин.
Насос установлен на коробке отбора мощности и приводится во вращение с помощью шестерен коробки отбора мощности и коробки передач непосредственно от двигателя.
Для снижения веса насоса (рис. 128) корпус его выполнен из алюминия. Внутри корпуса 4 расположены ведущая 5 и ведомая 7 шестерни, выполненные как одно целое с валами.
Опорами шестерен служат массивные бронзовые втулки 6, обеспечивающие без дополнительных прокладок торцовое уплотнение шестерен. Взаимное расположение втулок и положение их в корпусе насоса фиксируется проволочными замками 15. На корпусе насоса расположены фланцы для крепления обратного клапана (со стороны полости нагнетания) и всасывающего патрубка.
Корпус закрыт алюминиевой крышкой 1 с буртиком, позволяющим точно центрировать насос на фланце коробки отбора мощности. В крышке установлен самоподжимной сальник 2, уплотняющий вал ведущей шестерни. Надежной работе сальника способствует специальное опорное кольцо 11, предохраняющее манжету сальника от вывертывания. Сальник и опорное кольцо удерживаются в крышке с помощью стопорного кольца 12.
Особенностью насоса является применение плавающих бронзовых втулок, с помощью которых по мере износа рабочих торцов втулок и шестерен автоматически устраняется перетекание жидкости по торцам шестерен внутри насоса и обеспечивается стабильный высокий объемный к. п. д. насоса на протяжении длительного времени.
Перемещение плавающих втулок и автоматическое устранение зазора по торцам шестерен достигается вследствие воздействия на втулки 6 давления рабочей жидкости из камеры 9, соединенной с полостью нагнетания насоса.
Рис. 128. Насос механизма подъема платформы:
1 — крышка; 2 — сальник; 3 н 13 — уплотнительные кольца; 4 — корпус; 5 — ведущая шестерня; 6 — втулка; 7 — ведомая шестерня; 8 — уплотнительное кольцо; 9—камера давления; 10 — дренажный канал; 11 — опорное кольцо; 12 — стопорное кольцо; 14 — фигурная пластина; 15 — проволочные замки
Уплотнение камеры осуществляется с помощью уплотнительного резинового кольца 8 круглого сечения, расположенного на стыке крышки 1 и корпуса 4, а также с помощью уплотнительных колец 3 и 13 и фигурной пластины 14.
Для разгрузки сальника 2 в месте его установки имеется дренажный канал, сообщающий камеру 9 с полостью всасывания.
Благодаря автоматическому устранению зазора между торцами шестерен и втулками, а также в результате высокой точности изготовления деталей, насос отличается достаточно высокой долговечностью при работе его на автомобилях-самосвалах МАЗ.
Длительный срок службы насоса, так же как и других агрегатов гидросистемы самосвала, достигается при условии тщательной фильтрации рабочей жидкости, заливаемой в гидросистему, своевременной ее смены, а также применения рабочей жидкости только тех марок, которые рекомендуются.
Уход за насосом
Уход за насосом гидросистемы на автомобиле заключается в систематической проверке и подтяжке крепления насоса к коробке отбора мощности и обратного клапана на верхнем фланце корпуса насоса, а также в проверке отсутствия подтекания рабочей жидкости.
В том случае, если продолжительность подъема груженой платформы автомобиля начинает увеличиваться и превысит 25—30 сек, следует снять насос для проверки его производительности или замены его новым. При этом предварительно необходимо убедиться в исправности других агрегатов гидросистемы, от которых зависит время подъема платформы, отсутствии утечки и проверить достаточность объема рабочей жидкости.
Для проверки производительности может быть использован стенд, обеспечивающий правое вращение насоса при 1500 об/мин и снабженный сосудом для замера количества подаваемой насосом жидкости или расходомером. Годным для дальнейшей эксплуатации считается насос, производительность которого на указанном стенде равна не менее 25 л/мин.
Причина неисправности | Способ устранения |
Повреждение уплотнительных колец втулок или фигурной пластины Предельный износ деталей качающего узла насоса |
Снять крышку и заменить уплотнительные кольца Заменить насос |
Подтекание рабочей жидкости через полости разьема крышки и корпуса: | |
Повреждения уплотнительного кольца между крышкой и корпусом | Снять крышку и заменить кольцо |
Падение уровня рабочей жидкости в баке Переполнение смазкой коробки передач |
|
Повреждения сальника вала ведущей шестерни насоса | Заменить сальник |